Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
В городах вдоль северной границы Мексики имеется большое число предприятий, работающих только на экспорт и принадлежащих иностранным, в основном американским промышленным компаниям, которым разрешено беспошлинно ввозить сырье или детали последующего реэкспорта. Эти предприятия в Мексике получили название «макиладорас». Основными видами продукции являются текстиль, игрушки, электротовары и электроника. Промышленники США используют Мексику в качестве «инвестиционной экспортной платформы» в основном из-за дешевой, относительно квалифицированной и большой по численности рабочей силы. Мексиканское правительство поощряет их, так как они создают большое количество рабочих мест. На макиладорас почти не повлиял экономический кризис 1995–1996, и темпы роста их производства значительно превышали темпы роста экономики страны в целом. Возможность получения рабочих мест в макиладорас вызвала большой приток рабочей силы, в основном молодых женщин, в северные пограничные города.
Организация и планирование производства.Со времен революции 1910 и особенно с 1930-х годов правительство осуществляло политику «мексиканизации» для того, чтобы модернизировать экономику в соответствии с национальными интересами. Многие крупные и принадлежавшие иностранцам поместья были разделены на части и распределены среди безземельных крестьян, были национализированы также сотни промышленных предприятий.
Чтобы осуществить свою политику мексиканизации, правительство приняло ряд законов и регулирующих актов, которые определили тип собственности, допустимый в различных отраслях промышленности. Государственной собственностью стали производство электроэнергии, эксплуатация железных дорог, радиосвязи и телеграфной связи, а также нефтяная и нефтехимическая промышленность. Радиовещание, автомобильный транспорт и лесная промышленность должны были полностью принадлежать мексиканцам. Иностранным инвесторам было разрешено иметь только незначительную долю в собственности прочих отраслей промышленности, в том числе в черной металлургии, рыбной, горнодобывающей (за исключением нефтедобычи) и пищевой промышленности. Другие виды экономической деятельности, особенно связанные с импортными компонентами для реэкспорта, могли иметь неограниченную долю иностранной собственности.
К 1980-м годам правительство владело или контролировало 2/3 национального производства; обладало полномочиями в зависимости от ситуации отменять или усиливать ограничения на иностранный капитал; умело использовало различные финансовые стимулы или барьеры, импортные лицензии, протекционистские тарифы и контроль за ценами на предметы первой необходимости (основные продукты питания, бензин, телефонная связь, вода, электроэнергия).
По предложению Международного валютного фонда (МВФ) правительство пошло на распродажу государственных компаний и снятие ограничений для иностранного капитала. В декабре 1993 мексиканский конгресс принял новый закон об иностранных инвестициях. Этот закон предоставил больше возможностей (не ограниченных конституцией) для иностранной собственности, гарантировал благоприятный климат для большинства иностранных инвесторов, исключил предоставление нормативных документов для реализации их проектов и облегчил получение разрешений в области иностранных инвестиций. В начале 1997 в прямых иностранных инвестициях в Мексике в промышленности преобладали фирмы США с 56,2% от их общей суммы в 17,4 млрд. долларов в 1994–1996.
Сельское хозяйство.
В 1997 в сельском хозяйстве было занято 22% работающих, оно давало 6,1% ВВП, тогда как в 1950 в нем было занято 58% работающих, и оно дало 22,5% ВВП. Бóльшая часть производства сосредоточена в частных товарных фермах или на эхидос, землях, обрабатываемых по традиционной мексиканской системе землевладения, в соответствии с которой земля является коллективной собственностью крестьянской общины. Эхидос были восстановлены после революции 1910 и получили развитие во времена правления Карденаса (1934–1940). Хотя крестьяне имели право пользоваться общественной землей, они не могли владеть ею или продавать ее по закону. Такие ограничения мешали тем, кто занимал эту землю, воспользоваться ею в качестве заклада под заем в банке или вступить в совместные предприятия с юридическими лицами. Хотя ок. 2/3 сельского населения жили на этих общественных землях (они составляли почти половину всей обрабатываемой земли), частные крестьянские хозяйства производили 70% товарного продовольствия и бóльшую часть экспортных культур. Такое положение вызвало критику эхидос как помехи для развития сельского хозяйства. В начале 1992 правительство приступило к осуществлению реформы, позволяющей крестьянам заключать договоры, по которым они могли бы сдавать в аренду, делить землю или продавать свои фермы. Некоторые члены крестьянских общин даже заключили договоры о совместной деятельности с мультинациональными корпорациями, которым они предоставляли землю и рабочую силу в обмен на капитал и техническую помощь. Немногие из этих предприятий процветали, и после затяжной засухи последовали сильные тропические ураганы, которые повредили урожаю 1998.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21