Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
В мексиканских селениях и провинциальных городках до сих пор бытует народный театр под названием «карпа» (букв. «палатка», парусиновый полог»). Это разновидность передвижных шапито, где труппы бродячих комедиантов показывают водевили. В 1956 в Национальном институте изящных искусств был создан Департамент народного театра, готовивший актеров и режиссеров для «карпы». Из профессиональных мексиканских театров крупнейшие – столичные театры «Хименес Руэда», «Идальго», «Хола», «Реформа», «Инсурхентес», Театр для детей и кукольный «Гиньоль».
Основоположником современной мексиканской драматургии стал Родольфо Усигли (р. 1905), создавший в конце 1920-х годов экспериментальный театр. В 1940–1960-е годы он написал ряд сатирических, исторических и психологических драм, которые с большим успехом шли на сценах Латинской Америки. Новые принципы театральной эстетики разрабатывали в своих произведениях драматурги Хавьер Вильяуррутия, Селестино Горостиса (1904–1967), Маурисио Магдалено (р. 1906), Сальвадор Ново и современные драматурги Эмилио Карбальидо, Луис Басурто, Элена Гарро, Вильберто Кантон и Карлос Солорсан
Музыка. Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.
Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15–16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910–1920-е годы.
В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. «старички»), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием «мавры и христиане», бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца – пляска женщины на полях мужского сомбреро.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21