Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока
В период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) основной экономической задачей района являлось: максимальное удовлетворение местных нужд, включая обслуживание армии, за счет собственного производства, повышенные добычи золота, олова, нефти.
В послевоенные годы начался новый этап в развитии производительных сил Дальнего Востока. Большие успехи достигнуты в развитии хозяйства в седьмой П961-1965 годы)и восьмой пятилетки (1966-1970 годы). В восьмой пятилетке на развитие промышленности Дальнего Востока было направлено 57% всех капитальных вложений. Это в полтора раза больше, чем в седьмой пятилетке. Особое внимание удалялось ускоренному развитию топливно-энергетического комплекса Приморского края, его влиянию на развитие промышленности, сельского хозяйства. С 1923 по 1969 годы, т.е. за 46 лет (включая тяжелые годы войны и восстановительный период), средне-годовой объем капитальных вложений в районе увеличился в 14 раз. За годы советской власти здесь образовано 46 новых городов. Самоотверженным трудом советских людей построены Комсомольск-на-Амуре - город металлургов и машиностроителей, Советская Гавань - на побережье Татарского пролива, Находка - на побережье Японского моря, Оха - город нефтяников на Сахалине, Мирный - город алмаза добытчиков в Республике Саха (Якутия), Солнечный и Амурск - центры оловодобывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Хабаровского края и многие другие. На Дальнем Востоке построены десятки крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйства, в их числе Солнечный горно-обогатительный комбинат в Хабаровском крае, горно-химический комбинат в Приморье, заводы «Дальсельмаш» и «Амуркабель» и другие. Развитие, функционирование созданных предприятий немыслимо без электроэнергетики.
Таким образом, в до перестроечный период Дальний Восток коренным образом преобразил свою экономику, достиг сравнительно высокого уровня развития производительных сил, особенно по добыче цветных и редких металлов, рыбы, заготовке и переработке леса и другой продукции; на заводах машиностроения и металлообработки стали производиться дизели и дизель-генераторы, промысловые и транспортные суда, турбины и компрессоры, металлорежущие станки, силовые трансформаторы, подъемно-транспортное, кузнечно-прессовое и отопительное оборудование и др.
Чтобы обеспечить высокие темпы развития экономики Дальнего Востока, повышения комплекса жизненных условий, рациональное функционирование топливно-энергетического комплекса, особое внимание уделялось региональным особенностям воспроизводства народнохозяйственного комплекса. В производственном процессе экономики Дальнего Востока на протяжении многих лет, вплоть до проведения реформ, проявлялись две взаимообусловленные стороны, характеризовавшие особенности формирования хозяйственной структуры на современном этапе. Валовой продукт района, формировавшийся, как за счет внутрирайонных ресурсов, так и за счет продукции, ввозимой из других районов страны, в значительной степени зависел от внешних источников. Заметно велика была доля продукта межрайонного обмена, который характеризовал место экономического района в территориальном разделении труда. Воспроизводство народного хозяйства Дальневосточного экономического района существенно отличалось от общесоюзного. Процесс его в целом по СССР был относительно независим от тех взаимосвязей, которые вытекали из международного разделения труда. Оборот внешней торговли СССР не оказывал большого влияния на формирование местного общественного