Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока

Страница 12

В России не было собственной научно-технической и лабораторно-экспериментальной базы. Электрохозяйство было технически отсталым. Средняя мощность электростанций России составляла всего 1,4 тыс. кВт. Мощность самой крупной до революции (до 1917 года) электростанции 1-й Московской - составляла 37 тыс. кВт. На электростанциях еще широко применялись паровые машины, двигатели внутреннего сгорания и локомобили. Иные условия электрификации сложились в СССР. Вначале они были неблагоприятные. За годы первой мировой войны электрохозяйство пришло в окончательный упадок.

В 1921 году производство электрической энергии сократилось по сравнению с довоенным временем почти в 4 раза, достигая всего 520 млн. кВт-ч. Заводы электротехнической промышленности в большинстве своем бездействовали. Например, к 1920 году ленинградские заводы сильного тока сократили производство до 3% по сравнению с 1913 годом, котельные заводы - до 4,5% и т.д.

ВЛИЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Дальневосточный район имеет региональные особенности и условия для развития производительных сил. В территориальном отношении - это самый крупный в стране район. Его экономико-географическое положение характеризуется большой удаленностью от крупных промышленных, сельскохозяйственных центров страны. Он имеет большую протяженность морских границ. В территориальном отношении к нему тяготеют страны Тихоокеанского и Индийского бассейнов, в которых проживает свыше половины населения Земного шара. На большом протяжении он граничит с Китаем. На территории района расположены многие богатейшие природные ресурсы страны, которые широко вовлекаются в народнохозяйственный оборот: золото, олово, слюда, борные руды, вольфрам, ртуть, свинец, цинк, ресурсы морей и океанов, высокоценные породы древесины, гидроресурсы, нефть, газ, уголь, железная руда, цементное сырье, разнообразные материалы.

Народнохозяйственный комплекс Дальнего Востока создавался и развивался под влиянием: ускоренных темпов развития топливно-энергетического комплекса страны, региона; характера и способа производства; степени внедрения в производство достижений науки и техники; наличия разведанных и разрабатываемых природных ресурсов и степени их освоения; места этого района в системе разделения труда, сложившихся исторических тенденций, внешнеполитической обстановки, наличия трудового потенциала и др.

Темпы развития народного хозяйства Дальнего Востока в целом, его отдельных отраслей в разные периоды не были одинаковыми. Так, период между установлением советской власти на Дальнем Востоке и началом второй пятилетки (1923-1932 годы) характерен более быстрыми темпами развития народного хозяйства, чем в среднем по СССР и 6 районах Сибири, Ускоренными темпами развивается угольная промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность. Строятся современные предприятия рыбной отрасли, происходит реконструкция рыбной отрасли и реконструкция всех действующих предприятий. Дальний Восток переживает первый этап создания вспомогательных и обслуживающих отраслей районного комплекса. В северных районах намечается подготовка к созданию современной промышленности по добыче золота. Этот этап характеризуется подготовкой к широкому промышленному и транспортному строительству. Период между началом второй пятилетки и Великой Отечественной войной (1933-1940 годы) характеризуется интенсивным развитием большинства отраслей промышленности и транспорта. В этот период были построены крупные предприятия Дальнего Востока: в Комсомольске-на-Амуре — металлургический, нефтеперерабатывающий, судоремонтный и другие заводы, ряд машиностроительных заводов в Хабаровске и Владивостоке. Строятся новые ТЭЦ, рыбозаводы на Камчатке, прокладываются новые железные, автомобильные дороги. В Магаданской области и Республике Саха (Якутия) создавалась мощная золотодобывающая промышленность.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15