Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока

Страница 10

Первый магистральный газопровод искусственного газа Кохтла - Ярве - Ленинград длиною 203 километра связал этот бассейн с Ленинградом. Газопровод пересек восемь железных дорог, 31 шоссейную дорогу, 47 рек и 18 крупных болот.

На Дальнем Востоке газовая промышленность развит слабо. Накануне перестройки (1985 год) объем добычи газа здесь составил 1,8 млрд. кубометров, в 1991 году -3,4 млрд.

кубометров. После 1991 года добыча стала сокращаться, в 1995 году она составила 3 млрд. кубометров. Более половины промышленной добычи приходится на Сахалинскую область.

Правительство России подготовило долговременный проект газификации юга Дальнего Востока - Амурской и Сахалинской областей, Приморского и Хабаровского краев.

Разработка нефтегазового шельфа расположена возле северо-восточной оконечности Сахалина. Возникает вопрос: реальна ли эта программа, особенно для Приморского края? Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Один из них строительство ТЭЦ в свободной экономической зоне «Находка». Газ для нее предполагается доставлять танкерами Приморского морского пароходства, вначале из Арабских Эмиратов, а затем - с Сахалина. Но не ясно, кто возьмется финансировать этот проект. По мнению специалистов, предлагаемый вариант транспортировки сжиженного газа будет в два раза дороже, чем подача природного газа по трубам с Сахалина. Мало того, в Приморском крае еще нет терминалов, установок регазификации и разводящей сети газопроводов среднего и низкого давления от терминалов к потребителям.

Кроме того, и на Сахалине надо построить терминалы и завод по переработке газа. Для транспортировки газа металловедами требуется охлаждать его до минус 162 градусов.

Администрация Приморского края больше склоняется к варианту подачи газа в край к 2004 году. Он должен поступать по предлагаемому газопроводу: Дачи - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Лучегорск - Владивосток - Находка - Партизанск. Однако его строительство ближайшее время за счет федерального бюджета или за счет российских инвесторов проблематично. Следует отметить, что российская доля газа от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» недостаточна даже для Хабаровского края и вовсе не предусматривает снабжение им Приморского края в ближайшие годы. Освоение по проектам «Саха-лин-3» и «Сахалин-4» позволяет рассчитывать на получение газа для Приморского края только после 2010-2012 годов. И это притом, что найдутся средства для прокладки трубопроводов и строительства станций от Хабаровска на юг. Проект «Сахалии-2» предусматривает экспорт в Японию сжиженного природного газа в объеме 10 млрд. кубометров в год.

Но у Японии имеются долгосрочные контракты на 10 и более лет с Малайзией, Индонезией и Алжиром. Отсутствует разветвленная сеть газопроводов на территории Приморского края. Нет средств на приобретение уникальной технологии с терминалами и установками регазификации.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

Электрификация - широкое внедрение в народное хозяйство и быт электрической энергии вырабатываемой централизованно на мощных электростанциях, объединенных высоковольтными сетями в электрические системы.

Начальный период электрификации относится к концу XIX века, когда паровая энергетика стала стеснять дальнейший рост производительных сил капитализма. Нужна была новая энергетическая техника.

Развитие представлений об электричестве и электротехнике подготовили быстрое внедрение электрической энергии во все отрасли народного хозяйства. Энергетика явилась следующим, после создания и распространения паровой машины, крупным переворотом в энергетике.

К. Маркс и Ф. Энгельс, оценивая первые опыты практического применения электроэнергии, указывали, что электрификация окажет революционное воздействие не только на технику, но и на все историческое развитие. После появления практически применимых генераторов с 80-х годов XIX века в ряде стран начали строиться электрические станции, первоначально снабжавшие электроэнергией осветительные установки отдельных домов, а в последствии и рядом расположенных зданий. Блок станции или домовые станции были оборудованы двигателями внутреннего сгорания или паровыми машинами, которые приводили в движение электрогенераторы постоянного тока. В 1879 году в Петербурге была сооружена одна из первых в мире электростанций, которая обеспечивала электрической энергией освещение Литейного моста. Несколькими годами позже в Москве была построена электрическая станция для освещения Лубинского пассажа. Вскоре начали появляться первые электрические станции общего пользования. Одной из таких станций была электростанция в Нью-Йорке, построенная в 1882 году.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15