Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока
Добыча угля осуществляется в Ленском, Южно-Якутском, Зырянском, Лучегорском, Партизанском, Угловском, Раздольненском бассейнах, и на других крупных месторождениях: Бикинском, Райчихинском, Ерковецком, Реттиховском, Ана-дырьском.
Уголь на Дальнем Востоке - основное топливо, используемые на электростанциях, в котельных и населением. В общей добыче угля на Дальнем Востоке около 80% приходится на долю Якутии, Приморского края и Амурской области. Здесь же сосредоточены основные балансовые запасы угля Дальнего Востока (74,5%).
В настоящее время в регионе работает 10 шахт и 31 разрез. Производственные мощности угледобывающих предприятий рассчитаны на годовую добычу 3 7 млн. т. За 2001 год добыча составила 28 млн. т, что составляет 99,6% от уровня 2000 года.
Подавляющая часть предприятий угольной промышленности входит в состав акционерных объединений «Дальвостокуголь». Три небольших разреза - два в Якутии и один на Камчатке -относятся к объектам республиканской и областной собственности. Ряд угольных предприятий в Амурской и Сахалинской областях, Приморском крае завершает отработку своих запасов. Недостаточно выделение капиталовложений в реконструкцию и новое строительство угледобывающих предприятий, мощности угледобывающих предприятий рассчитаны на годовую добычу 37 млн. т., за 2001 год добыча составила 28 млн. т, что составляет 99,6 млн. т от уровня 2000 года. Ухудшение горногеологических условий на действующих шахтах и разрезах, а также дальнейшее осложнение общей ситуации в регионе и стране в целом, приведет к интенсивному сокращению добычи угля на Дальнем Востоке. Максимальной в регионе она стала в 19.88 году, когда было добыто угля 57,2 млн. т. Однако уже в 1989 году добыча сократилась до 53 млн. т, в 1990г.-до 49 млн. т, 1992 г. - до 40 млн., в 1993 г. -до 30 млн., 1994 г. -до 32 млн. и 1995 г. - до 30 млн. тонн.
Резкое падение добычи угля в регионе лишь частично компенсируется завозом из Забайкалья, Сибири и других районов, который в последние годы составляет порядка 7-10 млн. тонн.
Поставка дальневосточных углей осуществляется в крайне сложных условиях, усугубляемых ростом затрат на транспортировку и неплатежеспособность потребителей угля и других видов топлива. Основная причина падения добычи угля в регионе: отсутствие необходимых средств для реконструкции и создания необходимого задела по обеспечению ввода новых мощностей добывающих предприятий.
Экономические показатели отрасли в значительной мере зависят от соотношения открытого и подземного способов добычи. К тому же региональные удорожающие факторы обусловили более высокую себестоимость единицы продукции на Дальнем Востоке по сравнению с самыми дешевыми в России сибирскими углями (в 2 раза в Амурской области, до 10 раз -на Сахалине). Транспортные затраты на перевозку бурых углей из Сибири в три раза превышают цены Черняховского и почти в 10 раз Бородинских углей в Хабаровском и Приморском краях.
Для развития топливной промышленности важное значение имеют структурные преобразования в системе управления и модернизации производства. Решению этой задачи посвятили свои* исследования многие авторы. Однако остаются не в полной мере исследованными вопросы разработки адекватных рыночным отношениям стратегий реформирования угледобывающих предприятий, выбора наиболее эффективных систем управления, оптимизации взаимосвязей различных субъектов, произведенного процесса. Немаловажное значение имеет зарубежный опыт реформирования угольной промышленности.