Введение в теплоэнергетику Дальнего Востока
Гласный думы Матвеев Н. предложил: поскольку трамвай доходный, то его в концессию не отдавать, а если и отдавать, то на короткий срок.
Рассмотрев в конкуренции предложения фирм на строительство электрической станции и трамвая на концессионных началах, городская дума 22 марта 1906 г. приняла решение: электрические сооружения, электрическую станцию, электрическое освещение и трамвай как высокодоходные предприятия сооружать на средства города.
Во Владивостокскую городскую управу 15 октября 1907 г. поступило общее заявление торгового дома «Кунст и Альберс», акционерного общества «Всеобщая компания электричества» и общества заводов «Сименс-Шуккерт» (Берлин) о том, что они образовали финансовую группу с целью построить в качестве подрядчика проектируемые городом электрический трамвай и освещение. Причем в основу постройки и стоимости оборудования принимаются проекты, разработанные «Всеобщей компанией электричества» и фирмой «Сименс-Шуккерт» и представленные городской управе 21 августа 1907 г.
Договор на подряд от имени трех фирм городской управе предлагалось заключить только с одной фирмой - «Всеобщей компанией электричества». Сумма заказа 540000 руб.
На основании одобренных думой положений и объявленной городской управой конкуренции, наиболее приемлемыми оказались проекты, предложенные «Всеобщей компанией электричества» и фирмой «Вестингауз». Стоимость центральной электрической станции определилась в 196000 руб.
Согласно постановлению думы от 10 декабря 1907 г. № 1/8854 стоимость сооружения трамвая, электрического освещения и замощения улиц определилась финансовой комиссией в 646195 руб. Финансовой комиссии думы было поручено изыскать средства на эти цели. Техническо-строительной комиссии поручено ведение городских электрических сооружений, а также приглашение специалиста для детальной разработки проекта.
18 августа 1908 г. городская управа ввиду отказа соединенных фирм «Кунст и Альберс», «Всеобщей компании электричества» и «Сименс и Гальске» от устройства трамвая и освещения из-за несогласия с условиями, выработанными технико-строительной комиссией, предложила другим фирмам в 4-х месячный срок дать ответы на принятие подряда на сооружение трамвая.
В 1908-1909 гг. городская дума продолжила рассмотрение предложений по изысканию средств и сделала письменные запросы военному губернатору Приморской области, Министерству внутренних дел и Министерству финансов России на разрешение на получение кредита с приложением сметы расходов.
В 1910 г. в городское управление продолжают поступать заявления от обывателей и гласных об ускорении решения вопроса о сооружении в городе водопровода и городских электрических сооружений для устранения неудобств жизни из-за отсутствия воды, скорых дешевых средств сообщения (трамвая) по городу и из-за высокой цены электроэнергии частных электростанций и керосинового освещения. На первый план выдвигался трамвай. Во Владивостоке проживало уже более 90000 человек. Наконец, в начале 1911г. военный губернатор уведомил, что городская управа будет пользоваться кредитом в пределах, не превышающих общую сумму задолженности города, включая прежние займы и обязательства, а также сумму, причитающуюся по договору «Всеобщей компании электричества» за оборудование центральной электрической станции. Общая сумма расхода не должна превышать итога городских доходов за истекший 1910 год (1063150 руб. 37 коп.).
Русско-Китайский банк дал согласие выдать Владивостокской городской управе кредит на 3 года под векселя под 8,5 % годовых, Сибирский торговый банк согласился открыть кредит в форме отдельного текущего счета под обеспечение векселями из 7 % годовых.
17 октября 1910г. за № 200/7461 техническо-строительная комиссия доложила городской думе о рассмотрении проекта городской электрической станции, разработанного по ее поручению инженером С.К. Токаржевским. Для детальной проверки проекта комиссией приглашены инженер-механик И.В. Столяров и инженер-электрик Г.Э. Штейнберг. Предложено немедленно заказать оборудование по проекту. 16 февраля 1911 г. за № 34/1063 проект станции, разработанный С. К. Токаржевским, рассмотрен и одобрен экспертами и специалистами: инженером-механиком И. В. Столяровым, инженером-электриком Г.Э. Штейнбергом и инспектором телефонной сети Коваленко.