Введение в теплоэнергетику Дальнего Востока
Энергосистемы Дальнего Востока.
В настоящий момент Дальневосточная энергосистема представляет собой сеть предприятий, связанных под общей управляющей компанией ОАО «Дальэнерго».
Тепловые станции и тепловые электроцентрали (по очередности запуска):
· Владивостокская ТЭЦ-1;
· Артемовская ТЭЦ;
· Партизанская ГРЭС;
· Владивостокская ТЭЦ-2;
· Приморская ГРЭС;
Подстанции (110 КВт и свыше):
· Находкинская ЭПС;
· Преображенская ЭПС;
· Надеждинская ЭПС (стр.);
· Дальневосточная ЭПС;
· Спасская ЭПС;
· Чугуевская ЭПС;
· Лесозаводская ЭПС и др.
§ 2. Схема преобразования энергии на ТЭС.
Технологически любая ТЭС оформляется в виде определенной схемы движения и преобразования энергии. Так, подавая на вход этой схемы некоторое топливо Х, можно различными путями получать на выходе электроэнергию. В зависимости от того, какое топливо применяется на электростанции, разрабатывается принципиальная схема работы этой станции. На данный момент существует пять основных цепей преобразования энергии, реализованных на практике. Они показаны ниже:
Схема I – основная для стационарных установок. Это наиболее общая схема построения типовых тепловых электростанций.
Схема II – транспортабельная энергетическая установка, работающая за счет расширения продуктов сгорания. Иначе это принципиальная схема двигателя внутреннего сгорания, изобретенного Отто в 1876 году (за что получил медаль), который работал на газе. ДВС также работают на бензине, дизельном топливе.
Другим видом ТЭУ являются движители – устройства для перемещения аппаратов в сплошной среде (воде, воздухе и т.д.). К движителям относятся реактивные двигатели (внешнего сгорания). Устройство реактивного двигателя представляет собой бак, куда подается топливо, зажигательное устройство (как правило, это свеча), сопловой элемент, который выходит своими концами непосредственно в сплошную среду. За счет расширения продуктов сгорания внутри бака происходит их выход наружу через сопловой аппарат. Благодаря свойствам сопла, скорость и давление выходящего газа (жидкости или иного продукта сгорания) увеличиваются, за счет чего происходит толкательный момент движителя при соприкосновении с упругой средой. В результате, при правильном подборе конструкции двигателя, можно развивать скорости, приближенные к скоростям звука. Ракетные двигатели, являясь частными случаями реактивного двигателя, также делятся на одноконтурные и многоконтурные, реактивные и турбореактивные, прямые и реверсивные, которые служат для разных целей при полете.
Для того чтобы на стационарных ТЭС развивать номинальные мощности в короткое время, используют газотурбинные установки (ГТУ). Эти установки представляют собой турбины, которые работают не за счет энергии пара, а за счет расширения продуктов сгорания газа. Таким образом, используя ГТУ некоторое время после остановки основной паровой турбины до ее полного разгона, можно восполнять потери электроэнергии в энергосистеме, не лишая ее потребителей.
Схема III – безмашинное преобразование энергии топлива в электричество. Если плазму направить в магнитогидродинамический канал, то она, проходя через силовые линии магнитного поля, преобразуется в механическую энергию, а на концах полюсов магнитов образуется постоянный ток. Проблема таких установок встает в том, как получить высокотемпературную плазму, подобрать правильное устройство гидромагнитного канала и материалы для транспортировки плазмы. Однако существовали такие установки совместного США с Россией производства, которые по причине «холодной войны» между этими двумя государствами исчезли в неизвестном направлении.