Китай

Страница 10

Государственный бюджет.

Хотя реформы в Китае начались в 1979, незначительный рост государственных доходов наметился лишь в 1985. Ежегодный дефицит бюджета в начале 1990-х годов превышал 20 млрд. юаней, т.е. оценивался в 1% от общей суммы национального дохода и немногим более 5% от общей суммы расходов. В 1995 доходные статьи бюджета составляли 5,7% ВВП, а расходные - 8,3% ВВП. Основным источником государственных доходов (72%) были налоги на товары и услуги; прямые налоги с доходов физических и юридических лиц составляли лишь 11 % доходов.

Основу правительственных ассигнований составляли расходы на капитальное строительство (в 1992-37%). Средства, затраченные на сельское хозяйство и на управленческий аппарат, составляли ок. 13%. Второе место в бюджете занимали ассигнования на образование и культуру (почти 20% расходов). По официальным данным, национальная оборона занимала третье место, или 7,5% бюджетных расходов, однако фактические затраты на военные нужды, по-видимому, были выше, с января до второй декады декабря с.г. финансовые поступления страны составили 2,1026 трлн юаней, увеличившись на 18,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе, центральные финансовые доходы увеличились на 17,2 процента; местные финансовые поступления - на 20,2 процента. Как предполагается, финансовые доходы за весь 2003 год увеличатся примерно на 260 млрд юаней против минувшего года. В 2004 году государственные займы и дополнительные бюджетные ассигнования будут направлены преимущественно на развитие сельского хозяйства, сельских районов, на улучшение условий жизни сельских жителей, на социальное развитие, осуществление программы освоения западных районов и развитие старых промышленных баз в северо-восточном Китае, на охрану окружающей среды, расширение занятости, совершенствование системы социального обеспечения и улучшение жизненных условий малоимущих. Одновременно будет подкрепляться денежными средствами осуществление важнейших государственных проектов и важнейших мер реформы.

Китайская экономика вступила в новый период быстрого роста. В нынешнем году экономический рост, как ожидается, достигнет 8,5 процента, что станет хорошим залогом экономического развития в 2004 году.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Образование Китайской Народной Республики.

С провозглашением в 1949 Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. «Демократическая диктатура народа» воплощала в себе особенности «единого фронта» - всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945.

На вершине властной структуры находилась КПК, члены которой составляли примерно 2-4% общей численности населения страны. В рамках этой элитарной структуры, прежде всего в Центральном Комитете партии, принимались все важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю политику страны.

Основной функцией партийной организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими «народ»: рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот «единый фронт», партия осуществляла надзор и контроль за «врагами народа»: помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми «контрреволюционными элементами».

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40