Китай

Страница 24

Проблемы образования населения.

Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования.

В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. - на уровне начальной школы, 52,5 млн. - второй ступени средней школы, 5,8 млн. - на уровне техникума, 3,18 млн. Art tessuto салон штор в краснодаре.

- высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов - 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.

Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники -на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны.

Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы

- 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.

Характер процесса урбанизации.

Китай относится к странам с низким уровнем урбанизации, причем до 1949 года это было связано с недостаточным развитием современного производства в городах. Значительный рост городского населения по сравнению с предыдущим периодом наблюдался в 1953-1957 годах. Городское население увеличивалось более быстро по сравнению с сельским, темпы прироста составляли в среднем соответственно 6,4 и 1,6% в год. К наиболее урбанизированным районам относятся провинции Хэйлунцзян (40%) и Ляонин (42%). Крупнейшими городами являются: Шанхай - 6,3, Пекин - 5,6, Тяньцзинь - 5,1, Чунцын - 2,7, Харбин - 2,5.К началу 1958 года около 3-х миллионов человек было выслано из городской местности. В этот период городское население Китая увеличилось примерно до 115 миллиона человек. Одновременно осуществлялось и перемещение из многонаселенных районов в малонаселенные, главным образом, из городов центрального подчинения - Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, а также из густонаселенных провинций страны.В настоящее время в городах Китая проживает 207 миллионов человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения страны по-прежнему не велик - 20,6%. Очевидно, что рост городов происходит в основном за счет естественного прироста населения.Рост городского населения обостряет проблемы обеспечения горожан жильем, транспортом, коммунальными и прочими услугами. В 1977 году в 190 городах страны в среднем на одного человека приходилось всего 3,6 м2 жилой площади. В последующие годы ускорилось жилищное строительство в городах. Несмотря на рост городского общественного транспорта на 10 тыс. жителей приходилось всего 2,2 единицы транспорта. Сохранение нормированной системы снабжения продовольствия в городах также не создает условий для развития процессов урбанизации в КНР.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40