Новые индустриальные страны: Южная Корея
После совершения перехода, так или иначе, начинается процесс смены приоритетов в экономике, которая вышла на принципиально новый уровень развития, в общественном сознании. В политической сфере эти процессы обращаются борьбой против автократии. Сильное направление в политической структуре сменяется режимом релаксации.
§2. Синтез традиционных и западных культур как фактор общественного развития. Власть сама по себе не смогла бы сыграть столь важную роль в выдвижении Южной Кореи на передовые позиции мировой экономики. Важным и необходимым условием этого процесса была консолидация общества вокруг правящей политической структуры, доверие и передача ей чрезвычайных полномочий.
В первую очередь речь должна идти о роли в общественном развитии Южной Кореи конфуцианской культуры, к представителям которой относится большинство населения этой страны. Среди исследователей нет полного единодушия по вопросу о характере воздействия этой культурной традиции на пути модернизации восточных обществ. Зародившись в Древнем Китае, конфуцианство распространилось по всем странам Восточной Азии. Южная Корея всегда была цитаделью ортодоксального конфуцианства. Это учение о человеке и его месте в обществе, включающее в себя все нормы морально этического поведения, регулирует все проявления человеческой жизнедеятельности. Конфуцианство со своими патерналистическими отношениями, распространявшимися не только на семейном уровне, но и на производственные отношения, признанием кровного родства в общественных отношений, правилами наследования тормозило экономическое развитие Южной Кореи, препятствуя формированию современных структур торгово-промышленных связей. Но с другой стороны оно приветствовало четкое исполнение своих обязанностей, кропотливость и целеустремленность, добро и взаимопомощь, что не могло не сказаться положительно на развитии экономики. С течением времени под воздействием западной идеологии и норм нравственности вся система конфуцианских взглядов стала меняться. Это влияние привело к возникновению одного из важнейших элементов современной промышленной цивилизации – человеческого фактора, обеспечившее выход страны на передовые экономические рубежи.
В связи с ростом экономической мощи Южной Кореи в 60-х – 70-х годах началась внутренняя эволюция конфуцианства. На него стали оказывать воздействие факторы западной – протестантской культуры. Система общественных взглядов изменилась в сторону еще большей гумманизации, и сейчас Южная Корея занимает первое место среди НИС по своему экономическому развитию.
Опыт Республики Корея показывает, что сохранение исторических, этнокультурных, философских корней общества, обеспечение преемственности его духовного развития. Играют важную роль в создании благоприятных социально-политических условий для проведения структурных изменений, перестройки общества.
Понимание этого проявляют и представители предпринимательских кругов страны. В беседе с корреспондентом журнала “Пари – Матч” в 1986 году основатель южнокорейского многопрофильного концерна “SAMSUNG” Ли Бён Чер подчеркнул, что, щедро субсидируя развитие искусства, деловые круги руководствуются пониманием того, как важны поддержание и развитие общественной морали и национальной культуры и на сколько они сами заинтересованы в этом.[30] Люди бизнеса уловили одну из важнейших закономерностей общественного развития и по мере возможности стремятся ей способствовать.
С другой стороны, сохранение этнокультурных корней, духовная преемственность общества позволяют ему осознать свою идентичность, единство и взаимосвязь различных социальных групп. Это позволило властям Южной Кореи выработать отвечающую реальным потребностям и возможностям общества стратегию экономического развития, свободную от доминирования чисто идеологических факторов и опирающуюся, прежде всего на соображения экономической целисобразности.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17