Новые индустриальные страны: Южная Корея
Все это не вызывает сомнения, что Южной Корее удалось нащупать пружины, обеспечивающие ровный ход сложнейшего механизма экономического развития, выработать точную стратегию модернизации экономики, создать, в итоге, гибкую, саморегулирующуюся экономическую систему.
Глава II. Южная Корея сегодня: азиатский финансовый кризис. Финансовый кризис 1997 – 1998 годов прокатился по всему миру. В частности в нашей стране до сих пор ощущаются его последствия. Кризис 1997 – 1998 годов – это, прежде всего, порождение глобализации финансовых потоков. Он тяжело сказался и на “новых индустриальных странах” Восточной и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Южная Корея, Малайзия, Филиппины). Эти страны были включены в мировую финансовую систему, но они не были готовы к испытанию финансовых ресурсов в той форме, в которой им было предложено (краткосрочные банковские кредиты, портфельные инвестиции).
Внешние общие факторы по-разному проявились в конкретных условиях. Во время кризиса в острой форме обозначились традиционные пороки южнокорейской экономики – клановость, семейственность, корруппированность и так далее. Уже в начале 70-х годов несколько крупных финансово-промышленных групп превратились в монополии, а в конце 80-х годов на долю четырех из них ("Хёндэ", "Самсон", "Лаки Голдстар" и "Дэу") приходилось 40% ВНП и 50% экспорта, 4% занятых в промышленности Южной Кореи.[41]
Азиатский финансовый кризис начался с валютного рынка, затем перекинулся на рынок капиталов, и лишь после этого потряс реальный сектор экономики и отбросил социальные отношения.
Валютно-финансовые кризисы происходят в следующих условиях: высокая инфляция, дефицит платежного баланса велик, объем внутреннего кредитования завышен, индексы фондового рынка быстро повышаются. Все эти признаки перегрева экономики были характерны и для Южной Кореи. Курс южнокорейской воны резко упал - почти в три раза. На критическом уровне оказались золотовалютные резервы страны (около 5 миллиардов долларов).[42]
На Западе кризис был принят с упоением: наконец-то наказаны “азиатские тигры”. Но кризис оказался глобальным.
Кризис 1997-1998 годов имел следующие особенности:
1. Финансовый кризис по своему характеру. Он поразил сначала валютный рынок, затем сферу банковских кредитов, фондовый рынок, а так же финансы реального сектора экономики.
2. Он характеризуется меньшей степенью поражения государственных финансов и бюджета. Банкротом в Южной Корее оказался частный сектор.
3. Государство способствовало развитию кризиса своей экономической политикой.
Южная Корея проводит либеральные макроэкономические реформы под патронажем МВФ. Предпосылки для изменения экономической политики жесткого государственного регулирования в стране с одной стороны, давно назрели. Но с другой стороны, шаблонные монетаристские рецепты МВФ, как это сейчас широко признано, не очень подошли для стран Южной Кореи.
Программа восстановления экономики предусматривала далеко идущие меры в области внешней торговли и государственных финансов. По приватизации ставились следующие цели: немедленно приватизировать пять государственных предприятий и еще шесть к 2002 году.[43] Между тем, в Южной Корее сфера деятельности госсектора не была столь широка, как в других странах. В Корее государство делало упор на регулирование экономических процессов, не ставя перед собой далеко идущих целей непосредственного участия в инвестициях и производстве.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17