Китай

Страница 3

В конце 70-х годов Китай оказался перед острой необходимостью реформирования экономики. Отказавшись от приоритетов идеологических доктрин после смерти Мао Цзэдуна, руководство страны пришло в осознанию невозможности дальнейшего развития в условиях сохранения административно-командной системы. Для того чтобы страна могла нормально развиваться, нужно было демонтировать командную экономику. В декабре 1978 г. был провозглашен курс на экономическую реформу («гайгэ»). Краеугольными камнями реформы стали преобразования отношений собственности и формирование социалистического рынка. Господство государственной системы собственности лишь создавало иллюзию реального обобществления. На самом деле государство, будучи главным собственником, обеспечивало монопольное владение средствами производства и результатами труда. Поэтому разделение прав собственности и прав хозяйствования стало одним из главных направлений реформы хозяйственного механизма.

Спецификой современного китайского социализма является многоукладность экономики. Доля государственных, как правило убыточных, предприятий постепенно падает, в то же время растет доля предприятий коллективного сектора, а с конца 80-х годов – индивидуальных и частных предприятий. Широкое распространение получила практика сдачи в аренду частным лицам или коллективам небольших предприятий, причем подавляющая их часть сосредоточена в приморских районах.

К основным чертам экономики КНР относятся сочетание плана и ранка, директивного и направляющего планирования с рыночным регулированием. В соответствии с системой планирования была проведена реформа ценообразования: введены три уровня цен, в том числе твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные. Благодаря созданию рыночной инфраструктуры: образованию специализированных банков, различных кредитных и инвестиционных организаций, кредитных кооперативов, различных бирж – в стране формируется рынок денежных средств.

Реформа была начата с сельского хозяйства. Уравнительное распределение, отсутствие самостоятельности, принудительное изъятие государством создаваемого крестьянами продукта, крайне низкая техническая оснащенность сельскохозяйственного труда – все это приводило к малой заинтересованности крестьян в результатах своего труда. Возрождение чувства хозяина, реальное распоряжение получаемой продукцией стали мощными стимулами к труду. Крестьяне получили в аренду землю на длительный срок (15 лет и более, а в ряде случаев до 50-100 лет с правом наследования), был осуществлен переход к системе «дворового» («семейного») подряда. В результате резко возросли объемы сбора продовольственных, масличных культур, хлопка, производства мяса. Несмотря на то, что структура питания китайского населения оставалась нерациональной, проблема голода была решена.

В 1984 г. проведение реформы заметно активизировалось и в городской экономике. Резко расширилась самостоятельность предприятий. Они получили право распоряжаться своими средствами производства, планировать свою деятельность, осуществлять сбыт продукции, создавать дочерние предприятия и т.д. Закон о банкротстве позволил решить коренным образом проблему убыточности предприятий.

Немалую роль в подъеме производства сыграла внешнеэкономическая политика Китая. С 1979 г. Китай переходит к политике «открытых дверей», т.е. к политике широкого всестороннего сотрудничества с зарубежными странами, привлечения иностранного капитала, а также к созданию свободных экономических зон. Существенно возрос внешнеторговый оборот, так если в 1978 г. в год реформы он составлял 20.6 млрд. $, то к 2003 году эта цифра приблизилась к 621 млрд. $.Не сложно подсчитать, что за 24 года внешнеторговый оборот возрос в 30 раз, и обогнал целый ряд развитых стран.

Характерными чертами модели экономического развития КНР вплоть до конца 1990-х гг. являлись две особенности:

1) высокие темпы развития;

2) преимущественно экстенсивный характер экономического роста.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18