Китай
Металлургия. В Китае получили свое развитие черная и цветная металлургия. Черная металлургия базируется на собственных запасах железной руды, большинства легирующих металлов и коксующегося угля. Крупнейшими по добыче железорудных месторождений являются, Аньшань, Мааньшань, Баян-Обо, Дае. Китай обеспечивает около ¼ мирового производства вольфрама и половину его экспорта, крупнейшие разработки – в провинции Хунань, Цзянси, Гуандун. Марганцевые руды также добываются на юге и в меньших количествах на северо-востоке страны. Добыча никеля, хрома, кобальта недостаточна для черной металлургии, и эти металлы импортируются. Примерно 30% мирового импорта никеля приходится на Азиатский регион, а стратегическим импортером Китая является Россия. Цветная металлургия представлена такими металлами как: медь; свинец; олово; цинк; алюминий – эти металлы по добычи значительно превышают потребности Китая в их потреблении и поэтому значительная их часть идет на экспорт. Наиболее крупные месторождения руд цветных металлов расположена в провинции Шаньси, Хэнань, а также в провинциях Аньхой, Юнань, Гуаньсу, Хубэй.
Машиностроение. Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР столько же предприятий машиностроения, сколько в США, численность занятых в 1,5 раза больше, это обуславливает невысокую производительность труда, в отличие от тех же штатов. Приоритетом в структуре машиностроения КНР пользуется тяжелое машиностроение. В первую очередь развитие тяжелого машиностроения получило благодаря добывающим отраслям, ориентированных на экспорт, коем является нефть, газ, уголь, металлургия. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне. Вслед за тяжелым машиностроением следует станкостроение. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные модели из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозят в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяют крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города на севере-востоке, востоке и юго-востоке страны. Следующим звеном в структуре машиностроения является транспортное машиностроение. Оно имеет особую роль для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточное производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае велся выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Выпуск автомобилей наращивается очень высокими темпами (в 1999 г. – 1,85 млн шт.). Китай занимает первое место по производству велосипедов. Одной из главных отраслей обеспечивающих сегодняшнее развитие КНР является электротехническая промышленность. Основные центры электротехнической промышленности расположены в приморских районах страны.
Химическая промышленность. Сырьевая база страны обеспечена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения. Несмотря на быстрое развитие этой отрасли, она не в силах обеспечивать потребности страны: велик импорт полимерных материалов, минеральных удобрений (1/3 потребления), щелочей, средств защиты растений. Экспорт химической промышленности значительно меньше, чем импорт, представлен прежде всего медикаментами и сырьем для их изготовления. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире (32,5 млн т в 1999 г.). Особенность отрасли – невысокая концентрация производства. Многочисленные мелкие и мельчайшие заводы, дающие свыше половины продукции отрасли, предназначавшейся преимущественно для местных нужд, были построены в 60-70 –е годы. С конца 70-ых годов строятся крупные предприятия на базе современной техники, зачастую с участием иностранного капитала.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18