Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании
Великобритания никогда не отличалась избытком природных факторов производства, за исключением - и это важно - нефтяных месторождений Северного моря и залежей угля (которые уже давно утратили свою конкурентоспособность по отношению к другим странам). Нефть и газ Северного моря дали существенный толчок английской экономике и поддержанию экспорта. Улучшились позиции на рынке нефтепродуктов и химии. Однако, как это ни парадоксально, открытие нефтяных месторождений обернулось скорее потерей, чем приобретением. Оно задержало важные сдвиги в экономической политике страны по оживлению национальной экономики. У Великобритании - большие накопления капитала и благоприятное географическое положение. Веками в Лондоне концентрировались вложения и богатства всего мира, здесь формировались международные условия бизнеса и сюда было за чем ездить. Это немаловажное обстоятельство для многих отраслей услуг, таких, в частности, как финансовые, аукционы, воздушное сообщение. Инфраструктура Англии, некогда передовая или, по крайней мере, не уступавшая по размаху и специализации другим странам, сегодня оказалась в пассиве. Это особенно заметно в области телекоммуникаций и в других отраслях услуг, таких как морские порты, железные дороги, требующих непрерывных инвестиций. В числе первых Великобритания создала кадры высококвалифицированных промышленных рабочих, добилась высокой грамотности населения. Благодаря исторически сложившемуся могуществу Великобритании и .ее колониальным связям английский язык стал международным языком бизнеса. Более того, до конца XIX столетия она занимала главенствующее положение в области техники, этой главной движущей силы в развитии английской индустрии. Хорошо известная английская изобретательность рано проявилась в истории многих рассмотренных в книге отраслей. Пожалуй, благодаря высокоинди-видуализированной университетской системе образования для студентов старших курсов лучших выпускников издавна отличали творческое отношение к. делу и изобретательность как результат независимости мышления и суждений. При этом интересно, что способные бизнесмены сыграли важную роль в овладении техникой и приспособлении ее к нуждам индустрии. Многие предприниматели, которые основали ведущие английские отрасли промышленности, не имели университетского образования. В стране до сих пор широко ведутся научно-исследовательские работы, хотя многие ведущие ученые умы уехали за границу, где лучше условия для приложения их талантов. Английские фирмы достигли успеха в ряде отраслей, тесно связанных с достижениями науки, техники и технологии, таких как химическая и фармацевтическая. Многие иностранные компании разместили свои исследовательские лаборатории также в Великобритании. Неспособность английской экономики обеспечить быстрый рост жизненного уровня привела к тому, что в Англии зарплата квалифицированных ученых и других высокообразованных специалистов намного уступает зарплате в других передовых странах. Это стоимостное преимущество в ведущих человеческих ресурсах помогло успеху ряда английских отраслей, опирающихся на эти ресурсы (например, в консалтинге, издательском деле, рекламе, в сфере фармацевтики). Оно также привлекло значительные иностранные вложения в эти отрасли, равно как и в другие, например в ЭВМ. Механизмы создания благоприятных факторов. В чем Великобритания имеет потери, так это не столько в качестве стартовых факторов, сколько в способности их создавать и совершенствовать. Именно здесь главное препятствие на пути совершенствования конкурентных преимуществ или даже удержания достигнутого уровня. По системе образования Великобритания серьезно отстала от всех стран, которые рассматриваются в данной книге. Путь к вершинам образования здесь ограничен так, что высшее образование оказалось доступно лишь небольшому, а главное - меньшему, чем в большинстве других передовых стран, проценту студентов. Образование для элиты имеет преимущественно гуманитарный, чисто научный профиль в ущерб более практически направленному, и в итоге многие талантливые молодые люди уклоняются от изучения таких практических дисциплин, как, например, инженерное дело. Процент студентов, изучающих технические дисциплины, ниже, чем в других передовых странах. Даже инженерные специальности в ведущих университетах рассматриваются больше с теоретической точки зрения. Наиболее серьезной проблемой являются уровень, качество образования среднего учащегося. Английских детей обучают учителя менее квалифицированные, чем во многих других странах, они получают меньшую подготовку по математике и по общенаучным предметам, изучают их по сокращенным программам, многое опускается. До периода М. Тэтчер упор в системе образования делался на придание ей эгалитарного, а не соревновательного характера. Требования понизились, а с ними и успеваемость. Система образования отразила и усилила в английской школе тенденции к исключению состязательности среди учащихся. Англичанам свойственно принижать свои успехи. По окончании средней школы выпускник имеет ограниченный выбор. Технические колледжи по-прежнему непрестижны, а хорошо развитой (как в Германии) системы профессионального обучения нет. Поддерживаемая государством Программа обучения молодежи, очень мало ориентированная на нужды промышленности, проблем не решает. Результаты такой системы обучения на редкость контрастны и противоречивы. С одной стороны, есть кадры выдающихся людей, квалифицированных специалистов для профессиональных услуг - консультирования, составления программ, рекламы и т.п. Этот высший слой человеческих ресурсов хорошо обучен и недорог на рынке рабочей силы по сравнению с другими странами. Есть выдающиеся мыслители и ученые, подготавливаемые в ведущих английских университетах. Но, с другой стороны, существует серьезная проблема) стоящая перед большинством отраслей промышленности. Рабочая сила в Великобритании серьезно отстает по своему образовательному уровню и практической квалификации от рабочей силы во многих других развитых странах. Менеджеры здесь гораздо реже, чем в других передовых странах, имеют дипломы колледжей или университетов. Явно не хватает технически образованных менеджеров среди тех, кто идет работать в производственные отрасли, а среди "капитанов" промышленности техническое образование - редкость. Большинство английских компаний не предпринимало больших усилий для организации обучения рабочей силы на своих предприятиях. Вложения со стороны промышленных фирм в обучение своих рабочих составляют значительно меньше 1% от прибылей (0,15% в 1980 г.), в то время как в Германии они составляют 2%, а в Японии !%". Уровень подготовки рабочей силы, вступающей в производство, гораздо ниже, чем в указанных странах, что изначально ставит Великобританию далеко позади. В итоге она никак не может догнать конкурентов в своих попытках повысить средний уровень подготовки трудовых ресурсов. Во многих отношениях это одна из самых фундаментальных проблем экономики страны, равно как и в США. Великобритания делает значительные вложения в научно-исследовательские работы. Большинство их ориентированы на фундаментальные исследования и особенно на оборону. Большая часть английских государственных затрат на научные работы нацелена на оборонные программы. Так, в 1987 году на исследования для обороны правительство направило 50% средств, выделенных на науку, в сравнении с 12% в Германии, 5% в Японии и 34% во Франции. Как и в США, эта политика дала мало пользы отечественной промышленности и подчас лишала английские фирмы коммерческих возможностей получения прибылей. Государственные ассигнования на НИОКР во всех областях долгое время подвергались критике в силу хронической необходимости сокращать правительственные расходы. В некоторые отрасли английские фирмы регулярно делали крупные вложения, например в химическую и фармацевтическую. Здесь они установили тесное сотрудничество с университетскими исследователями в родственных отраслях. В большинстве случаев, однако, английские компании уступали иностранным соперникам в масштабах вложений. У многих фирм нет целевых научно-исследовательских программ. В целом расходы частного сектора на эти цели (в % от общего ВВП) составили 1,19% в 1986 году, что гораздо меньше расходов Японии (2,19%), Германии (1,60%) и Швеции (1,71%).В целом расходы Англии на научно-исследовательские работы в невоенной сфере (в % от ВВП) составили 1,8% в 1986 году, в то время как в Японии они равнялись 2,8%, в Германии - 2,6%, *в других передовых странах - примерно тот же уровень. Многие английские отрасли постепенно утрачивают свои позиции с точки зрения техники. С появлением электроники, новых материалов и производственных технологий темпы упадка ускорились. Отдельные неблагоприятные факторы. В свое время ведущим стимулом нововведений в английской экономике служило наличие отдельных неблагоприятных факторов. Здесь и небольшие размеры страны, и ее островной характер, и зависимость от ввоза из-за рубежа многих полезных ископаемых. Первоначально это стимулировало становление Великобритании как великой торговой державы. Английские фирмы сумели организовать разветвленную систему торговли, включавшую смежные отрасли финансирования, доставки и страхования товаров. Позднее английские ученые и инженеры разработали многие передовые технологические процессы, чтобы компенсировать ввоз сырья из других стран и создать новые, более совершенные товары. По мере процветания растущая зарплата стимулировала процессы обновления технологий и техники, что позволяло Англии стать лидером во многих отраслях. Впервые были внедрены многие новые формы автоматизации. Великобритания заложила основы многих машиностроительных отраслей, что позволило занять в них прочное положение на мировом рынке.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41