Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании
Великобритания с севера на юг составляет 966км ,а наибольшая его ширина вдвое меньше. Британский архипелаг отделен мелководным Северным морем от Швеции и Дании и узкими проливами Ла-Манш и Па-де-Кале от Франции. Современные очертания береговой линии сложились сравнительно недавно. Площадь Соединенного королевства – 244100 кв. км Традиционно английское правительство занимает позицию невмешательства в развитие экономики, что во многом напоминает позицию американского правительства. В течение многих десятилетий доминировали представления, что проблемы конкуренции не существует, что вмешательство в функционирование рынка неизбежно приводит к разного рода осложнениям. Управление совокупным спросом, воздействие на величину учетной ставки с тем, чтобы контролировать уровень инфляции и биржевые цены, - вот главные рычаги английской экономический политики, свидетельствующие о ее ориентировке на макроэкономические, а не микроэкономические аспекты этой политики. Доминирующей силой в ее проведении остается министерство финансов, причем наращивание конкурентоспособности отнюдь не главная его цель. Открытие залежей нефти и газа в Северном море, хотя и приведшее к разрушению цикла девальвации и созданию стимулов к подъему английской промышленности посредством упрочившегося курса фунта стерлингов, еще более задержало проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в промышленности и хроническая безработица создали трудности со сбором налогов, что, в свою очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие области формирования благоприятных факторов. Не испытывая сильного давления ни со стороны покупателей, ни со стороны конкурентов, многие английские компании вступили на беззаботный путь медленного сползания с занимаемых позиций на рынке. Спрос сокращался медленно в силу верности постоянных покупателей. За рамками сферы производства и сбыта высокотехнологичных товаров производство обычной продукции все более ориентировалось на покупателей, чувствительных к цене товаров. Сокращение вложений в производство приводило в конечном счете к ограничению финансовых возможностей, при этом ослабевали и финансовые подпорки для приоритетных отраслей. Конкуренцию ограничивали и низкие темпы формирования нового бизнеса. Некоторые из тех же факторов, которые определяли выбор жизненных целей и карьеры в сложившихся компаниях, подрывали сами устои предпринимательства. Основывать же и развивать бизнес ради богатства не было привлекательным делом для высших классов английского общества или тех, кто стремился к ним принадлежать. Попытки создания новых сфер предпринимательства сдерживались к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна. Многие компании и отрасли основывались аутсайдерами. Одни были выходцами из низших слоев общества. Другие, как лорд Бивербрук, Ян Макгрегор, а в последние годы и Руперт Мердок , Роберт Масвелл и братья Саачи, прибыли из других стран и не были закомплексованы царившими понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас с опасением и страхом, эти предприниматели разворошили и встряхнули тяжелые на подъем английские отрасли бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы, достигшие успеха, стремились усвоить манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса. Даже там, где правительство пыталось поддержать промышленность, принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны. Такие действия с его стороны, как прямое вмешательство, выделение субсидий, консолидация отраслей и протекционизм, отражали лишь ошибочность его представлений о конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е годы Корпорация по реорганизации индустрии следовала в своей деятельности ложной теории, согласно которой поощрение английских компаний к слиянию друг с другом приведет к появлению в их лице конкурентов мирового уровня. Все попытки консолидации таких отраслей, как сталелитейная, автомобильная, станкостроительная и компьютерная, окончились явным провалом. Программа научно-исследовательских разработок (НИР) в интересах промышленности, представляющая собой одну из немногих реальных программ правительства с целью успокоить общественность, встревоженную спадом производства, оказалась гибельной. Английское правительство попыталось отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на их внедрение. Но большинство из них оказались неудачными. В стране отсутствовали необходимые предпосылки для появления конкурентных национальных отраслей. Даже если бы были достигнуты технические успехи, немногие из них дали бы коммерческий эффект. Равным образом была неудачной и региональная политика, поскольку субсидии для привлечения вложений в кризисные регионы игнорировали отсутствие благоприятного конкурентного "ромба", наличие которого могло бы оправдать эти вложения в перспективе. Лишь немногие проекты правительства дали длительный ощутимый результат. Резкие повороты в технической и экономической политике происходили и при последующих правительствах. Приходившим к власти консерваторам досаждали выступления рабочих, и продолжалось это до тех пор, пока правительство М. Тэтчер не сломало эту тенденцию. Правительства лейбористов стремились приспосабливать свою политику к требованиям профсоюзов, но это вело к утрате экономической гибкости. Вериги системы государственной собственности подрывали конкуренцию и динамизм в отраслях, подчиненных правительству или с ним связанных. Разительные расхождения программ двух партий срывали и без того редкие попытки частных фирм строить долговременные планы производства. Зачем вкладывать средства в завтрашние проекты, если завтрашний день "может принести высокие налоги, а то и национализацию? Для ряда отраслей, преимущественно из сферы услуг, политика английского правительства в силу самого ее отсутствия была явно положительным фактором. Необычно слабая степень регулирования сверху позволяла избежать отдельных неблагоприятных факторов, с которыми сталкивались другие страны, и не препятствовала нововведениям и рационализации. Уже говорилось о том, как английские фирмы ухитрялись избегать принуждений, обрушивавшихся на иностранные фирмы в аукционном деле. Подобным же образом слабая степень регулирования свыше проявилась в торговле и страховании. В этих отраслях английские фирмы были открыты новому, как никто в мире. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение, в т.ч. электротехническое и радиоэлектронное, транспортное (авиаракетостроение, авто- и судостроение), тракторо- и станкостроение. Развиты нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная, пищевкусовая промышленность. Представлены практически все отрасли легкой промышленности (особенно развиты обувная и швейная).Великобритания стала терять конкурентные преимущества своей промышленности задолго до второй мировой войны. Из положения доминирующей индустриальной державы XIX столетия она начала длительное скольжение вниз, признаки замедления которого стали проявляться лишь недавно. В послевоенный период Англию охватила крупномасштабная безработица и началось падение жизненного уровня. Рост производительности и доходов на душу населения в Великобритании, как и в США, был самым низким среди стран, которые рассмотрены выше. Однако, в отличие от США, Великобритания ненамного опережала другие страны. Одна за другой наиболее развитые страны догоняли и перегоняли ее. Правда, у Великобритании были национальные преимущества в ряде отраслей и обширные запасы накопленных богатств. Тем не менее контраст между ее богатством и прочным успехом в ряде отраслей экономики, с одной стороны, и темпами эрозии приоритетного положения во многих ключевых отраслях ее промышленности - с другой, поразителен. История упадка Великобритании была неоднократно исследована в различных трудах. Многие из них содержат важные наблюдения и выводы, с большинством которых вполне можно согласиться. Чего, пожалуй, в них недостает, так это умения прослеживать тенденции развития многих дискретных проблем с точки зрения широкой и более интегрированной перспективы. Также важно признать, что Великобритания являет собой пример тесного переплетения успехов и неудач, - обстоятельство, которое зачастую выпадает из поля зрения исследователей ее проблем. При рассмотрении через призму излагаемой в данной книге теории такое переплетение успехов и неудач, взлетов и падений легко находит объяснение и указывает на необходимость более тщательного подхода к проблеме достижения британской конкурентоспособности, чем это обычно делается аналитиками. Важно указать и на то, что Великобритания представляет собой страну, вступившую в период значительных перемен. В этом разделе сосредоточимся на объяснении путей, приведших ее к успехам и неудачам в послевоенный период, равно как и на причинах того, почему затормозился качественный рост английской промышленности. Мы отметим некоторые недавние наиболее важные перемены и дадим им оценку. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных - Великобритания и Ирландия - и примыкающих к ним многочисленных мелких островах. Территория - 244,1 тыс. кв. км. Население - 58,2 млн. (1992 г.), в т.ч. 80% - англичане, 15% - шотландцы, уэльсцы (или валлийцы) и ирландцы. Официальный язык - английский. Большинство верующих - протестанты. Столица - Лондон. Крупнейшие города - Бирмингем, Глазго, Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд, Лидс, Эдинбург, Белфаст. Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).Великобритания омывается Атлантическим океаном и его морями.Большая часть территории Великобритании характеризуется пересеченным рельефом. В северной части острова возвышаются горы высотой от 840 до 1340 м над уровнем моря. Северно-Шотландское нагорье отделено от Южно-Шотландского Средне-Шотландской низменностью. Эта область наиболее благоприятна для заселения. Она представляет собой узкую полосу (шириной менее 100 км).Горные массивы покрывают почти всю западную часть острова, в особенности Уэльс и Корнуэлл. Среднюю часть Северной Англии занимают Пеннинские горы, которые отделяют Ланкаширскую низменность на западе от Йоркширской на востоке. Южная половина Великобритании представляет собой равнины, разделенные холмами и возвышенностями. Самая длинная река - Северн (338 км) берет начало в горах Уэльса и впадает в Бристольский залив (на западном побережье), Ланкаширскую низменность пересекает Мерсей, впадающий в Ливерпульский залив. Главная река восточного побережья Темза (336 км) течет по наиболее густозаселенным районам юго-восточной Англии. Средне-Шотландская низменность также богата реками; наиболее важные из них - Клайд (157 км), берущий начало на Южно-Шотландском нагорье и впадающий в залив Фёрт-оф-Клайд (западное побережье), и Форт, впадающий в залив Фёрт-оф-Форт (восточное побережье).Климат Великобритании, определяющийся главным образом влиянием океана и его морей, умеренный, океанический, влажный. Благодаря теплым влажным ветрам с Атлантического океана, в Англии, как правило, очень мягкая зима; температура здесь на 12-15 градусов выше, чем в странах континента Европы или в Канаде, лежащих на тех же 50-59 параллелях. Средняя температуры января - от 3 до 7 градусов Цельсия, июля - 11 - 17 градусов. Влажными океаническими ветрами объясняется и пасмурная погода, частые дожди и туманы; в среднем на территории Великобритании бывает 209 дождливых дней в году. Осадков выпадает до 3000 мм на Западе и 600-750 мм на Юго-Востоке в год. Великобритания - экономически развитая индустриальная страна с высоким уровнем технологического развития. Господствуют частные или смешанные крупные монополии, в т.ч. транснациональные. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение, в т.ч. электро-техническое и радиоэлектронное, транспортное (авиаракетостроение, авто- и судостроение), тракторо- и станкостроение. Развиты нефтеперерабатывающая, химическая, тестильная, пищевкусовая промышленность. Представлены практически все отрасли легкой промышленности (особенно развиты обувная и швейная). Высокоинтенсивное сельское хозяйство обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в продовольствии. Большая часть земли принадлежит крупным землевладельцам - лендлордам. Главная отрасль сельского хозяйства - мясомолочное и молочное животноводство. Развито зерновое хозяйство. Особое место принадлежит рыболовству. В экспорте преобладают высокотехнологичные машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности. Основные внешнеторговые партнеры - страны Европейского Экономического Сообщества и США. Большое развитие с древних времен получило морское судоходство. По тоннажу торгового флота Великобритания занимает одно их ведущих мест в мире. Основная доля национального дохода приходится на промышленное производство, торговлю и транспорт. Сырьевые ресурсы собственно Великобритании относительно невелики. Это каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль (залежи имеют большое промышленное значение), горючие сланцы, каолин. Значительная часть потребляемого и перерабатываемого в стране сырья ввозится из-за границы. Предприятия "новых" отраслей (развившихся быстрыми темпами в послевоенный период) оснащены новейшим оборудованием, в своем большинстве автоматизированы, на них широко применяется т.н. производственное комбинирование, что обеспечивает высокую производительность труда при минимальных затратах. Отчасти такое стремительное развитие послевоенной промышленности объясняется тем, что на внешних рынках в это время отсутствовали такие мощные конкуренты как Германия и Япония, были ослаблены Франция и Италия. Высокоразвита электроэнергетическая промышленность. Большинство электростанций страны работает на каменном угле. Удельный вес гидростанций невелик. Они расположены главным образом в горных районах Уэльса, а также в Северной и Юго-Западной Шотландии. Атомная энергетика пока еще не получила приоритетного развития. В серьезной реконструкции нуждается угольная промышленность Англии, пережившей периоды национализации и денационализации. Многие шахты из-за их нерентабельности закрыты. Наибольшее количество угля добывается в Северо-восточном и Восточно-Мидленском районах страны. Так как запасы нефти незначительны и не представляют серьезного промышленного интереса, нефтяная промышленность работает в основном на привозном сырье. В металлургической промышленности преобладает производство стали и проката. Чугун и металлический лом Великобритания по большей части импортирует Ведущее место, как было уже упомянуто, занимает машиностроение. Продукция машиностроительных предприятий занимает чуть ли не большую половину в общем экспорте Великобритании. Эта отрасль отличается наиболее высокой степенью концентрации производства. Одна из старейших отраслей - тестильная промышленность. Преобладает производство хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Развиты также трикотажное и шелковое производство. В химической промышленности интенсивно развивается производство кислот, щелочей, красителей и лаков, резины и резиновых изделий, мыла, глицерина, искусственных волокон, удобрений. Высокопродуктивное мясомолочное животноводство, птицеводство - традиционные отрасли сельского хозяйства Англии. Видное место занимает овцеводство. Из зерновых культур широко распространены овес и ячмень. Посевы пшеницы производятся лишь в восточной части страны. Почти треть обрабатываемой земли занята под кормовыми травами и корнеплодами. В Великобритании широко развиты практически все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный. Большое значение для Великобритании, как островной державы, имеет морской транспорт. В английском флоте преобладают быстроходные суда, подавляющая часть которых является собственностью частных компаний. До сих пор в стране еще преобладает пока пассивное сальдо, т.е. превышение импорта над экспортом, хотя этот разрыв в последнее время значительно сократился. Покрытие торгового дефицита происходит во многом и за счет т.н. "невидимого" экспорта: доходов от заграничных капиталовложений, судоходства, международных финансовых операций, высокие таможенные пошлины и т.п. Денежная единица страны - фунт стерлингов. 1 ф.ст. = 20 шиллингам, 1 шилл. = 12 пенсам. Великобритания - парламентская монархия. Глава государства - королева (в н.вр. Елизавета II, вступившая на престол 6.11.1952 г.) или король. Законодательный орган - двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Исполнительная власть осуществляется правительством (кабинет министров). Сословная монархия и английский парламент оформились во второй половине 13 века. Политические партии – тори, и виги оформились в конце 17 века. В середине 19 века они трансформировались соответственно в Консервативную и Либеральную партии. Великобритания не имеет писаной конституции, сформулированной в виде единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших судебных органов (прецедентное право). Среди существующих законов большое конституционное значение имеют: Великая хартия вольностей 1215 года, Билль о правах 1689 г., Акт о личной свободе 1679 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте, Закон об отправлении правосудия, законы, касающиеся избирательной системы и др. Королева (король) считается главой вооруженных сил, ведает внешними сношениями, созывает и распускает палату общин, объявляет войну и заключает мир, присоединяет или уступает территорию государства. Эти права в настоящее время стали в значительной степени номинальными. Монархи царствуют, но уже практически не управляют. Палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, представителей пэров Шотландии, пожизненных ирландских пэров и высших духовных и судебных сановников. Численный состав палаты законом не установлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает участие около 80-90 человек. Юридически законодательным органом является палата общин, которую часто и именуют парламентом. Она состоит из 630 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием. Активным избирательным правом пользуются английские подданные обоего пола, достигшие возраста в 21 год и проживающие в соответствующем избирательном округе к моменту регистрации избирателей. В стране действует мажоритарная избирательная система. В состав правительства входят министры, возглавляющие соответствующие министерства, министры, не имеющие в своем подчинении конкретных ведомств и выполняющие по указанию премьер-министра определенные поручения, лорд-канцлер, занимающийся юридическими и конституционными вопросами, лица, возглавляющие юридические учреждения (генеральный прокурор и др.), а также парламентские секретари и заместители министров. В правительстве существует руководящее ядро - кабинет, состоящий из группы министров, отбираемых премьер-министром. В Англии широко развито профсоюзное движение, объединенное в своем большинстве в Британский конгресс тред-юнионов. Большинство профсоюзов в Англии построено по цеховому принципу. Имеются также профсоюзы, приближающиеся к производственным (железнодорожников, горняков, докеров и др.). С 1973 года Великобритания член Европейского Экономического Союза. Внешняя политика Англии традиционно отличается определенным консерватизмом и некоторой обособленностью принятия решений, несмотря порой на согласованную в рамках ЕЭС или НАТО ту или иную стратегическую линию. В последнее время все в большей степени стали проявляться черты прагматизма и более реалистичного подхода в принятии тех или иных политических решений, в отношениях со странами бывших колоний. Не испытывая сильного давления ни со стороны покупателей, ни со стороны конкурентов, многие английские компании вступили на беззаботный путь медленного сползания с занимаемых позиций на рынке. Спрос сокращался медленно в силу верности постоянных покупателей. За рамками сферы производства и сбыта высокотехнологичных товаров производство обычной продукции все более ориентировалось на покупателей, чувствительных к цене товаров. Сокращение вложений в производство приводило в конечном счете к ограничению финансовых возможностей, при этом ослабевали и финансовые подпорки для приоритетных отраслей. Конкуренцию ограничивали и низкие темпы формирования нового бизнеса. Некоторые из тех же факторов, которые определяли выбор жизненных целей и карьеры в сложившихся компаниях, подрывали сами устои предпринимательства. Основывать же и развивать бизнес ради богатства не было привлекательным делом для высших классов английского общества или тех, кто стремился к ним принадлежать. Попытки создания новых сфер предпринимательства сдерживались к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна. Многие компании и отрасли основывались аутсайдерами. Одни были выходцами из низших слоев общества. Другие, как лорд Бивербрук, Ян Макгрегор, а в последние годы и Руперт Мер док, Роберт Масвелл и братья Саачи, прибыли из других стран и не были закомплексованы царившими понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас с опасением и страхом, эти предприниматели разворошили и встряхнули тяжелые на подъем английские отрасли бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы, достигшие успеха, стремились усвоить манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса. Традиционно английское правительство занимает позицию невмешательства в развитие экономики, что во многом напоминает позицию американского правительства. В течение многих десятилетий доминировали представления, что проблемы конкуренции не существует, что вмешательство в функционирование рынка неизбежно приводит к разного рода осложнениям. Управление совокупным спросом, воздействие на величину учетной ставки с тем, чтобы контролировать уровень инфляции и биржевые цены, - вот главные рычаги английской экономический политики, свидетельствующие о ее ориентировке на макроэкономические, а не микроэкономические аспекты этой политики. Доминирующей силой в ее проведении остается министерство финансов, причем наращивание конкурентоспособности отнюдь не главная его цель. Открытие залежей нефти и газа в Северном море, хотя и приведшее к разрушению цикла девальвации и созданию стимулов к подъему английской промышленности посредством упрочившегося курса фунта стерлингов, еще более задержало проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в промышленности и хроническая безработица создали трудности со сбором налогов, что, в свою очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие области формирования благоприятных факторов. Даже там, где правительство пыталось поддержать промышленность, принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны. Такие действия с его стороны, как прямое вмешательство, выделение субсидий, консолидация отраслей и протекционизм, отражали лишь ошибочность его представлений о конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е годы Корпорация по реорганизации индустрии следовала в своей деятельности ложной теории, согласно которой поощрение английских компаний к слиянию друг с другом приведет к появлению в их лице конкурентов мирового уровня. Все попытки консолидации таких отраслей, как сталелитейная, автомобильная, станкостроительная и компьютерная, окончились явным провалом. Программа научно-исследовательских разработок (НИР) в интересах промышленности, представляющая собой одну из немногих реальных программ правительства с целью успокоить общественность, встревоженную спадом производства, оказалась гибельной. Английское правительство попыталось отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на их внедрение. Но большинство из них оказались неудачными. В стране отсутствовали необходимые предпосылки для появления конкурентных национальных отраслей. Даже если бы были достигнуты технические успехи, немногие из них дали бы коммерческий эффект. Равным образом была неудачной и региональная политика, поскольку субсидии для привлечения вложений в кризисные регионы игнорировали отсутствие благоприятного конкурентного "ромба", наличие которого могло бы оправдать эти вложения в перспективе. Лишь немногие проекты правительства дали длительный ощутимый результат. Резкие повороты в технической и экономической политике происходили и при последующих правительствах. Приходившим к власти консерваторам досаждали выступления рабочих, и продолжалось это до тех пор, пока правительство М. Тэтчер не сломало эту тенденцию. Правительства лейбористов стремились приспосабливать свою политику к требованиям профсоюзов, но это вело к утрате экономической гибкости. Вериги системы государственной собственности подрывали конкуренцию и динамизм в отраслях, подчиненных правительству или с ним связанных. Разительные расхождения программ двух партий срывали и без того редкие попытки частных фирм строить долговременные планы производства. Зачем вкладывать средства в завтрашние проекты, если завтрашний день "может принести высокие налоги, а то и национализацию?
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41