Сравнительная характеристика экономических районов центральной России
Для ЦЭР цветная металлургия имеет внутрирайонное значение. Представлена производством редких и рассеянных металлов, сплавов из титана, магния в Подольске, драгоценных металлов в Касимове и Щелкове, тугоплавких и жаропрочных металлов в Москве, сплавов и проката в Москве, Кольчугине, Ступине.
Машиностроительный комплекс. Для ЦЭР ведущая отрасль рыночной специализации – высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Для машиностроения ЦЭР характерны выпуск продукции широкой номенклатуры и высокий удельный вес общесоюзном производстве такой продукции, как электродвигатели, агрегатные станки, приборы контроля и регулирования технологических процессов, оборудования для лесной, текстильной, легкой, пищевой промышленности, вагонов и т.д. Развита электронная и радиотехническая промышленность.
Машиностроительные заводы производят магистральные тепловозы, речные суда, двигатели, оборудование для торфяной и угольной, полиграфической промышленности, а также сельскохозяйственные и дорожные машины. Специализация на отраслях наиболее сложного точного машиностроения и средств автоматизации связана с наличием в районе высококвалифицированных кадров и мощной научно-технической базы. Предприятия машиностроения имеют широкие связи по кооперированию.
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Удельный вес только автомобилестроения в структуре машиностроения весьма значителен. Крупный центр автомобилестроения – Москва (ЗИЛ, АЗЛК. В Ликино-Дулеве находится автобусный завод, в Коломне тепловозостроительный завод. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском (Калужская область) и Муромском (Владимирская область) заводах. Вагоностроение представленное Тверским вагоностроительным заводом, производящим пассажирские вагоны для поездов дальнего следования и для электропоездов, и Мытищинским заводом, выпускающим пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена. В Брянске производят изотермические вагоны. Москва, Рыбинск и Кострома – центры речного судостроения и судоремонта.
Основной центр станкостроения – Москва. Здесь находятся заводы, выпускающие серийные полуавтоматические и автоматические станки, сложные автоматические линии и агрегатные станки. В ЦЭР производятся приборы, средства автоматизации и системы управления. Основной центр этой отрасли. Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске.
Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове.
В районе производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. В Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.
В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.
Для машиностроительного комплекса Северо-Запада района характерна значительная территориальная концентрация. Подавляющее большинство машиностроительных заводов Северо-Запада сосредотачивается в Санкт-Петербурге и его пригородах. В МСК Северо-Запада выделяется три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники, приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе.
Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного, полиграфического машиностроения, производящие строительно-дорожные машины и электротехнику.