Сравнительная характеристика экономических районов центральной России
Третья ветвь — металлическое судостроение, создание которого обусловлено приморским положением Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.
Для ЦЧР машиностроение – важнейшая отрасль. Здесь развита электроника (Воронеж, Белгород, Липецк), производство средств связи и телерадиоаппаратуры (Воронеж), приборов (Курск, Тамбов), холодильников «Стинол», вычислительной техники (Курск). Особенность района – развитый ВПК, особенно в Воронеже.
Станкостроение развито в Воронеже, Липецке, сельскохозяйственная техника в Тамбове, Мичуринске, Курске. Экскаваторы, горно-обогатительное оборудование, кузнечно-прессовое оборудование производятся в Воронеже, химическое – в Тамбове, Моршанске, подшипники – в Курске, Тамбове. Энергетическое машиностроение представлено производством паровых котлов (Белгород), транспортное – авиационным заводом в Воронеже.
Машиностроение и металлообработка – отрасли специализации ВВЭР. Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. Для района характерно авто-, судо- и станкостроение, производство дизелей, моторов, изделий радиотехники, приборов, инструмента. На общероссийский рынок регион поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование.
В районе выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. В ВВЭР возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Горьковский автозавод в Н. Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, имеет предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных тракторов.
Одной из старейших отраслей специализации ВВЭР является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово” в Н. Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения находятся в городах Нижегородской области.
Большое развитие в регионе получила электротехническая промышленность. Саранский завод “Электровыпрямитель” выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске находится предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах – электроаппаратный завод.
Развито станкостроение и инструментальное производство, получившее развитие во всех крупных городах региона. Нижегородский завод выпускает фрезерные станки; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является “Красный инструментальщик” (Киров). Завод по производству оборудования для химической промышленности находится в Н. Новгороде, Волжске. В районе сложился крупный ВПК, который в настоящее время подвержен конверсии.
В районах выделяется развитая химическая промышленность.На Северо-Западе химическая промышленность представлена “верхними этажами” нефтегазохимического и горно-химического циклов. Заводы нефтегазохимического цикла находятся в городах Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Киришах, Сланцах и работают на привозном сырье. Они выпускают синтетические смолы, пластмассы, лакокрасочные изделия, резинотехнические и резино-бытовые изделия, лабораторные реактивы, фармацевтические препараты, предметы бытовой химии. Продукцию заключительной стадии горно-химического комплекса производят заводы, размещенные в этих же городах и отдельные цеха Волховского глиноземного завода (двойной суперфосфат) и Кингисеппского завода фосфатных удобрений на собственном сырье.