Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

Страница 27

По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %.

Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная по­литика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетиче­ский, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчита­но, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно вли­ять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой об­щий товарооборот по крайней мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза.

Регионализация является базой для международной экономичес­кой интеграции. Этот термин означает процесс срастания эконо­мик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компа­ниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX в. усиле­ние связей американских корпораций с канадскими и мексикан­скими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими ком­паниями в последние десятилетия.

Из определения сути международной экономической интегра­ции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграцион­ные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.

ДляСНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических от­ношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отно­шений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важ­ным выводом для данного объединения является то, что в интег­рационных объединениях активно могут участвовать страны раз­ного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотно­шение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше—2,6: 1,0).

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42