Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития
Быстро богатевшие европейские купцы нового времени, часто совместно с монархами своих стран (их мощь также окрепла по сравнению с временами средневековой раздробленности) стремились к новым рынкам и новым источникам капитала. Жажда золота, новых земель, заморских товаров стимулировала одно из величайших предприятий человечества — волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы тогдашнего мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые огромные регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала в XIX в. прежде в Западной Европе, а затем в Северной Америке, России и Японии массового производства готовых изделий (преимущественно это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары) как для внутреннего, так и внешнего рынков. Их сбыту сильно способствовали появившиеся в ранее малодоступных уголках мира пароходы, железные дороги, телеграф.
В результате к концу XIX в. сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т.е. совокупность национальных рынков товаров и услуг (если использовать широкое определение). По узкому определению, это совокупность только тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на внешнем рынке. К ним часто применяется термин «торгуемые товары и услуги», т.е. участвующие в международной торговле. Остальные обозначаются термином «неторгуемые товары и у слуги».
Хота на мировом рынке, как и сейчас, доминировали товары, одновременно широко
продавались и некоторые виды услуг: фрахтовые, банковские, биржевые. Россия на мировом рынке выступала, прежде всего, как экспортер зерна и другой сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу и поставщик готовых изделий в соседние азиатские страны, а также как импортер западноевропейских готовых изделий, материалов и полуфабрикатов.
Одновременно в мире вслед за товарами и услугами усиливалось движение почти всех факторов производства — капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, знаний. Потоки экономических ресурсов (факторов производства) первоначально шли в одном направлении — из небольшой группы наиболее развитых стран во все остальные, менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России; эмигранты из Европы хозяйственно освоили огромные просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии и других регионов мира, а западные предприниматели донесли во все уголки мира эпохальные достижения западной науки (электричество, двигатель внутреннего сгорания, механические средства передвижения).
Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны (включая Россию), а в экспорте рабочей силы активное участие стали принимать и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным, но отнюдь не симметричным.
Таким образом, национальные экономики оказались не только участниками мирового рынка товаров и услуг, но и участниками движения экономических ресурсов между странами и регионами. В этих условиях стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства, которое охватывает движение не только товаров и услуг, но и факторов производства.
Капитализм как способ производства во многом обязан своим зарождением и развитием международной торговле, мировому фактору. Но как мировая система капиталистический способ производства сложился не сразу. Для этого необходимо было пройти ремесленное производство, преобразовать международную торговлю, превратив ее в обслуживающую производство систему товарообмена, превратить колонии в хозяйственный придаток метрополий. Эти процессы динамично развивались в результате углубления международного разделения труда.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42