Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития
• принимающие;
• те, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза. К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Испания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Конечно, это деление не лишено условности, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее приведенная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных капиталовложений.
Мировая практика выработала универсальный набор мер, в большей или меньшей степени используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них особого внимания заслуживают налоговые стимулы:
• установление прямых налоговых льгот;
• отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала;
• стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амортизация), поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы;
• «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера;
• освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий;
• манипулирование уровнем налога. Так, снижение налогов на корпорацию и было одним из факторов, вызвавшим рекордный всплеск иностранных капиталовложений в США во второй половине 80-х годов. Иногда уровень налога на предприятие может стать барьером, нейтрализующим действие других мер по привлечению иностранных инвестиций.
Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвестором определенных задач, освоения конкретных регионов, отраслей промышленности, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах 20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 % издержек инвестора.
Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффективного функционирования иностранного капитала — от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транспорта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут стать для иностранной компании решающим фактором при определении возможности создания своего предприятия в данном регионе.
Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации иностранных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством районы или территории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обстановка.
Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая конкуренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иностранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринимательства наряду с развитием средств связи приводит к возникновению риска конкуренции между странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит первоочередной задачей поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры используются в определенных комбинациях для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет выделить две особенности.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42