Население земного шара
б) Миграционные потоки меняют направление
В прошлом веке, и начале нынешнего, огромного размаха достигли переселенческие движения из Европы на свободные земли Америки и Австралии. Именно они позволили переуплотненному населению Западной Европы избежать мрачных предсказаний Т. Мальтуса. Помогла этому и возросшая мощь огнестрельного оружия, позволившая быстро освободить колонизируемые земли, с его помощью аборигены не просто вытеснялись из ареала своего обитания, вплоть до создания резерваций, а лишались жизни (доля аборигенной группы в населении США сейчас менее 1%). С изобретением паровой машины, пароходами и паровозами удавалось перевозить на далекие расстояния значительные массы европейского населения. Всего за 1815— 1914 гг. из Европы эмигрировало примерно 35—40 млн. человек
Последние полвека перемещение переселенцев пошло уже не в направлении Европа — Америка, а преимущественно из трудоизбыточных стран третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много, а работников с каждым годом все меньше. Разницу пришлось заполнять иностранной рабочей силой, и народы с высокой рождаемостью стали стремительно распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов.
Уже не удается приостановить приток иммигрантов в Западную Европу из стран Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Турции. Растет число легальных и нелегальных мигрантов в США из Латинской Америки (Латинос). Приехавшие в богатые страны готовы браться за любую работу и не требуют за нее высокой оплаты. Поэтому почти все индустриальные страны Запада под давлением своих профсоюзов приняли законодательные меры по ограничению въезда иностранных рабочих. Во многих странах Западной Европы предпринимателю теперь необходимо доказать, что ни в его стране, ни в странах Европейского союза нет подходящего работника, поэтому он приглашает жителя одной из бедных стран. Поток иммигрантов продолжает нарастать.
Ощущение новой угрозы Западу создает приток бедных европейцев из бывших соцстран. Социальной проблемой номер один в Германии считают наплыв энергичных, хорошо организованных молодых поляков. Протесты западноевропейских профсоюзов вызывают попытки фирм нанять на строительные работы венгров и украинцев — «дешевую рабочую силу очень высокой квалификации». Въезд в страны рыночной экономики начинает охраняться мощнейшими полицейскими силами.
Без ограничений принимают на работу только специалистов самой высшей квалификации (кроме гуманитарной), а в США их даже привлекают.
в) Этномиграционная дезинтеграция стран
Поначалу мигранты довольствуются низкооплачиваемыми местами, затем начинают требовать экономического и культурного равноправия. Им свойствен этноцентризм — склонность оценивать все жизненные явления с точки зрения ценностей своего этноса. На жителей страны, принявших пришлых, начинают сыпаться упреки в ксенофобии и расизме.
Одновременно набирает силу мало изученный феномен финансово-этнической сегрегации населения. Так, заметную роль в экономике Индонезии занял капитал китайских иммигрантов «хуацяо». Лица китайского происхождения насчитывают там менее 4% населения, но почти все они относятся к имущим слоям. Растущий средний класс также состоит из большого количества этнических китайцев. Неудивительно, что ухудшение экономического положения в стране ассоциируется у простого индонезийца с образом китайца-финансиста, китайца-торговца, китайца-работодателя. Финансово-этническая сегрегация населения ориентирует людей на поиск самых простых решений, подобных тем, что привели к майским погромам 1998 г.
Индонезийские события вместе с лос-анджелесским погромом 1992 г. и бесконечными бунтами «цветных» в странах Западной Европы выглядят скорее прообразами грядущих бед, чем перевернутыми страницами прошлого.