Сравнительная характеристика Калининградской области и Приморского края
Топливно-энергетический комплекс Калининградской области полностью основывается на привозном топливе ( ТЭЦ – 2 в Калининграде , ГРЭС –2 в Светлом). Завоз угля и мазута является сложным и дорогостоящим : транспортные расходы сравнимы со стоимостью топлива. В гидроэнергетике наиболее перспективно энергетическое использование реки Лава, а также восстановление и строительство ГЭС мощностью от 135 до 500 кВт на реке Писса. На балтийском побережье установлены ветроэнергетические установки , каждая мощностью 600 кВт.
3.2. Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство. В Приморье имеется около 1,5 млн. га сельскохозяйственных угодий , работает более 600 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 3,5 тыс. фермерских хозяйств. В них насчитывается около 100 тыс. голов крупного рогатого скота. Также развито овцеводство, свиноводство, производится зерно, картофель, овощи, мясо, молоко, яйца и много другой ценной сельскохозяйственной продукции. Некоторые производства : сои, риса, звероводства – имеют общегосударственное значение. По объему производства меда Приморский край занимает 1-е место в России. Значительная часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается на предприятиях пищевой промышленности края.
Калининградская область является самым освоенным в сельскохозяйственном отношении регионом Российской Федерации. Площадь сельскохозяйственных угодий Калининградского региона составляет 817 тысяч гектар, из них около 752 тысяч га мелиорированы. Климатические условия области благоприятствуют развитию сельского хозяйства в регионе. Длительный вегетационный период (160 - 180 дней), достаточная влажность и плодородные почвы создают хорошую базу для успешного развития сельского хозяйства, причем потенциал богатых сельскохозяйственных земель полностью не использован. На территории Калининградского региона существуют более четырех тысяч ферм, их угодья занимают 64,5 тысяч гектар земли. Продуктивность естественных кормовых угодий в области одна из самых высоких в Российской Федерации. Однако в последнее время отмечается устойчивая тенденция к снижению площадей, отведенных под сельскохозяйственное производство, к тому же снижается плодородие почв сельскохозяйственных угодий. Сельское хозяйство в Калининградской области издавна определяло его развитие. За последние десять лет, начиная с 1990 года, в результате экономических реформ был не только приостановлен спад в сельскохозяйственном производстве, но и отмечается небольшой подъем. Администрацией области были приняты законы для защиты местных производителей, а также повышены закупочные цены. Руководством Калининградского региона принимаются всевозможные меры для того, чтобы сделать сельское хозяйство рентабельным. На сегодняшний день доля сельского хозяйства во внутреннем валовом продукте области составляет около десяти процентов.
<SPAN class=text>Основные сельскохозяйственные отрасли в Калининградской области представлены: мясомолочным животноводством, птицеводством, овощеводством, рыболовством и пушным звероводством. </SPAN>
<SPAN class=text>Переработку сельскохозяйственной продукции ведут многочисленные предприятия разных форм собственности.
Земледелие носит вспомогательный характер. В области существуют 3 вида производителей : коллективные хозяйства различных форм собственности ( 192 ) , фермерские и домашние хозяйства. Доля фермерских хозяйств в сельхозпроизводстве невысока ( 4 % ). Вся вырабатываемая сельскохозяйственная продукция перерабатывается на местных предприятиях пищевой промышленности.
3.3. Транспортный комплекс В Приморском крае развиты почти все виды транспорта – морской, железнодорожный , автомобильный, авиационный , электронный. Ведущее значение имеет морской транспорт, который является отраслью специализации. Выделяются две основные акционерные судоходные компании : « Дальневосточное морское пароходство», которое ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов и «Приморское морское пароходство», специализирующееся на перевозках нефтепродуктов. Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда Приморского края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары. Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов ( в Пластуне, Рудной Пристани, Ольге, Преображении и др.). Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост : АТР – страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского края в другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а также во многие страны мира. Общая длина железных дорог в крае составляет 1628 км. За год через железнодорожные станции отправляется и принимается около 20 млн. тонн разнообразных грузов : уголь, лес, зерно, металл, нефтепродукты, контейнеры.