Польша
Для большинства национальных фирм серьезным вызовом может быть соблюдение условий, допускающих выход польских товаров на общий рынок. Эти условия включают в себя необходимость соблюдения обязательных норм сообщества и предоставления гарантий того, что проектирование и производство конкретного товара осуществляется в соответствии с принципиальными требованиями директив «нового подхода», а также согласно всем процедурам и испытаниям при оценке соответствия. Наиболее простым методом достижения соответствия техническим требованиям и гарантирования соблюдения обязательных условий будет производство продуктов на основе европейских гармонизированных норм, принятых европейскими организациями стандартизации, такими как CEN, CELENEC, а затем согласованных с польскими нормами. Это позволит польским товарам выйти на единый рынок ЕС без необходимости дополнительных испытаний и сертификации, т.е. на принципах взаимного признания. Достаточным для этого документом будет декларация производителя.
Гармонизация технических положений и норм, равно как и принцип взаимного признания означают, что польский производитель не должен доказывать, что его продукт соответствует стандартам, действующим в стране импортера. Но каждая страна-член ЕС сохраняет за собой право запрета или ограничения на реализацию, если в ходе рыночного контроля будет выявлено, что маркированное знаком СЕ изделие является недоброкачественным.
Согласно данным из последнего Регулярного доклада Европейской комиссии о прогрессе Польши на пути к членству в ЕС, в 2002г. аграрная торговля между Польшей и ЕС активизировалась. Это стало результатом подписания соглашения о «двойном нуле», существенно либерализовавшего эту торговлю. По итогам 2001г. экспорт польских сельхозпродуктов в ЕС вырос на 20% до 1,5 млрд.долл., импорт из стран ЕС увеличился на 8% и достиг 2,1 млрд.долл. Положительное сальдо ЕС в торговле сельхозпродуктами с Польшей сокращается.
В экспорте Польши в ЕС преобладают фрукты, овощи и мясо, а также готовые продукты из них. В импорте – высокобелковые кормовые добавки, различные пищевые продукты, жиры и масла.
Польское сельское хозяйство традиционно слабо связано с мировым рынком. За редким исключением это торговля излишками, а не специализированный экспорт. При этом он характеризуется ассортиментной раздробленностью, неоднородностью торговых фирм и высокой степенью участия посредников.
Несмотря на ряд положительных примеров, можно констатировать, что до сих пор не удалось повысить конкурентоспособность польского экспорта с/х и продтоваров. Примеры его экспансии на восточных рынках, имевшей место до 1997г. свидетельствует о потенциальной активности польских экспортеров и их высокой эластичности в части преодоления имеющихся барьеров. Использование после вступления в ЕС экспортных субсидий упрочит конкурентоспособность польской экспортной оферты на рынках третьих стран.
Недостаточное развитие инфрастуктуры аграрного рынка в Польше, несмотря на определенный прогресс, является одним из главных препятствий в интеграции польского продовольственного сектора с мировым рынком. Важной проблемой развития польского аграрно-продовольственного экспорта можно считать необходимость увеличения глубины переработки сельхозтоваров и реализации процессов модернизации, ориентированных на сокращение сохраняющегося технологического разрыва и повышение качества торговой оферты.
В результате вступления в ЕС Польша получит рынок сбыта для своей экспортной продукции почти в десять раз превосходящий тот, который она откроет для стран ЕС. В преобладающем большинстве случаев экспортные цены в Польше ниже средних цен ЕС. К тому же в результате интеграции будет обеспечено снижение издержек в животноводстве, основанном на зерновых кормах. Все это должно содействовать росту конкурентоспособности данных продуктов.