Социально-экономическое развитие современной Украины
Украина не в полной мере обеспечена цветными металлами. Часть металлов закупается у соседей (свинец – у Казахстана; медь – у России, Узбекистана, Казахстана, Армении).
В 2001г. на предприятиях горно-металлургического комплекса было добыто 54,8 млн. т железной руды, 2,7 млн. т марганцевой руды, выплавлено 26,4 млн. т чугуна и 33,5 млн. т стали [2;31].
В условиях экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса в соответствии с Законом Украины от 14.07.99 934-XIV "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса" достигнуты определенные положительные сдвиги в производственном и финансовом состоянии (так, например, расходы на 1 грн. товарной продукции уменьшились с 1,01 грн. в 1999 г. до 0,83 грн. в 2000 г.).
Введение в эксплуатацию современных производств экспортоспособной продукции позволило увеличить объемы экспорта не только в традиционные рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, но и в высокоразвитые страны Северной Америки (на 54% больше, чем в 1999 г.) и ЕС (на 8,5%).
5. Машиностроение.
Наличие довольно больших запасов различных металлов создает благоприятные условия для успешного развития основной инвестиционной отрасли - машиностроения, особенно металлоемкого.
Украина производит оборудование для тяжелой промышленности, энергетики (электромоторы, турбины, мощные трансформаторы), железнодорожного транспорта (локомотивы, грузовые вагоны), горнодобывающей промышленности (экскаваторы, бульдозеры, угольные комбайны), автотранспорта (грузовики, автобусы, легковые автомобили), гражданской авиации (пассажирские самолеты, авиационные двигатели) и сельского хозяйства (тракторы, сельхозтехника). Кроме того, производится весь спектр бытовой, а также компьютерной техники. Космические технологии и вооружение – важное направление развития машиностроения Украины. Военно-промышленный комплекс в начале 1990-х годов давал около 1/4 объема промышленного производства Украины.
В 90-е годы объем продукции машиностроения значительно сократился. Так, например, производство тракторов сократилось с 90,2 до 3,6 тыс. шт.; грузовых автомобилей с 25 до 11 тыс. шт.; легковых – со 158 до 17 тыс. шт.; стиральных машин с 830 до 166 тыс. шт.; магнитофонов – с 2028 до 5 тыс. шт.
В то же время значительно ниже был спад в судостроении, станкостроительной и инструментальной промышленности. А отдельные предприятия даже наращивали производство. Так, в последние годы освоено производство новых танкеров, транспортных рефрижераторов, морозильных траулеров-рыбовозов, медицинского оборудования, новой техники для агропромышленного комплекса и др.
В 2000 году (впервые после распада СССР) был получен прирост объемов производства в машиностроении: выпуск продукции (электромашин, электродвигателей переменного тока, силовых кабелей, автомобилей, деревообрабатывающих станков, бытовых счетчиков газа и воды, синтетических алмазов и т.п.) вырос на 16,1% по сравнению с 1999г. На 60,3% больше, чем в 1999 г. выпущено автомобилей, на 52,1% - кранов мостовых электрических, на 86% - контрольных кабелей, на 21% - деревообрабатывающих станков. Среди товаров культурно-бытового назначения увеличилось производство холодильников на 10,1% и радиоприемных устройств - на 27,7%.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25