Социально-экономическая характеристика Индии
2). Животноводство.
По поголовью крупного рогатого скота Индии принадлежит первое место в мире. Однако продуктивность скота низкая. Скот истощен вследствие недостаточности кормовой базы, частые эпизоотии ведут к вырождению и падежу. Крупный рогатый скот (буйволы, волы, коровы) используется в крестьянских хозяйствах в первую очередь как тягловая сила. В связи с религиозным запретом употреблять в пищу говядину животноводство не является сколько-нибудь значительным поставщиком мясных продуктов, но дает молоко (свыше 70 млн. т в год), шкуры и кожу.
3). Рыболовство.
В приморских южных и западных областях немалое значение имеет рыболовство. В перспективе использование продуктов моря может в какой-то мере улучшить продовольственное положение страны.
3. Транспорт.
Индия принадлежит к числу стран Азии с относительно развитым транспортом. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, общая протяженность которых достигает 59 тыс. км. Однако на эффективность работы железнодорожного транспорта отрицательно влияют неравномерность густоты его в разных частях страны, разноколейность дорог, изношенность подвижного состава. Последний недостаток активно ликвидируется: Индия полностью обеспечивает себя тепловозами и подвижным составом, и даже часть его экспортирует. Главные железнодорожные магистрали проходят вдоль долины Ганга и морских побережий, пересекают полуостров Индостан.
На втором месте во внутренних перевозках стоит автомобильный транспорт. Сеть автодорог превышает 3,3 млн. км. Скоростные национальные автострады соединяют между собой крупнейшие города. Более 90% внешнеторгового товарооборота приходится на морской транспорт. Торговый флот имеет суда общим тоннажем около 6,8 млн. бр.-рег. т. Индия имеет 11 международных и 140 каботажных портов, но около 3/4 внешнеторгового грузооборота проходят всего через два порта — Мумбаи и Калькутту.
Воздушные линии обслуживаются пятью международными аэропортами (государственная компания «Индиан Эйрлайнс») и 90 внутренними, на которых работают одна государственная и семь частных компаний.
V. Внешнеэкономические связи.
Национальная экономика Индии работает прежде всего на свой собственный «бездонный» внутренний рынок. Поэтому страна принимает весьма ограниченное участие в МРТ: экспорт составляет около 13% ВВП. При низком общем уровне экономического развития душевой показатель экспорта — порядка 30 долл./год — один из самых низких в мире и не обеспечивает закупку по импорту необходимых товаров. Торговый баланс, как правило, пассивный. Внешний долг Индии превышает четверть стоимости ВВП.
В структуре индийского экспорта основные позиции занимают текстиль (пряжа, ткани и одежда — 24%); сельскохозяйственные и продовольственные товары — 8%; драгоценные камни и ювелирные изделия — 17%; машинно-техническая продукция, кожа и изделия из нее, медикаменты и фармацевтические товары. Кардинальной перестройки структуры экспорта пока не произошло. В структуре индийского импорта основные позиции занимают нефть и нефтепродукты (20%), машины и оборудование (20%), сырье и полуфабрикаты для промышленности.
На мировых рынках отдельных товаров Индия занимает лидирующие позиции по чаю, заметные — по специям, изделиям из кожи, драгоценным и полудрагоценным камням, железной руде и концентратам, хлопчатобумажным тканям и текстильным изделиям.
Наиболее крупные торговые партнеры Индии в 1997—1998 гг. (в процентном отношении) в экспорте: США — 19, Великобритания — 6, Сянган — 5,8, Япония — 5,6. В индийском импорте преобладает продукция США (9,5%), Великобритании, Бельгии и ФРГ (по 7%).