Социально-экономическая характеристика Индии
III. Государственное устройство.
Индия — федеративная республика (26 штатов, в том числе столица Дели, и 7 союзных территорий, последние включают небольшие бывшие колониальные анклавы и мелкие острова). Независимость Индии провозглашена 15 августа 1947 г. В соответствии с конституцией, принятой 26 января 1950 г., высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат: верхней — Раджья Сабха (Совет штатов) — 250 мест и нижней — Лок Сабха (Народная палата) — 545 мест. Парламентские выборы проводятся раз в пять лет. Главой государства является президент республики, избираемый собранием депутатов парламента и законодательных собраний штатов сроком на пять лет. На тот же срок избирается вице-президент, который одновременно занимает пост председателя верхней палаты парламента. Выборы в нижнюю палату национального парламента — Лок Сабху — наиболее важны для политической системы Индии: по их итогам партия (или коалиция партий), завоевавшая большинство мест, формирует правительство страны и избирает премьер-министра — фактически первое лицо в государстве. Правительство Индии фактически представляет основное звено государственного механизма. Согласно конституции, оно имеет право принимать законы, распускать правительства штатов вводить чрезвычайное положение.
Административная система в Индии сочетает федерализм с высокой степенью централизации. Индийские штаты — это крупные административно-территориальные образования. В штатах существуют законодательные собрания, избираемые прямым голосованием, и местные правительства, что обеспечивает относительную автономию штатов в оперативном решении вопросов внутреннего развития. Современное административно-территориальное деление Индии построено по «лингвистическому» принципу. Границы штатов в целом соответствуют ареалам распространения крупнейших индийских народов. Название штата зачастую сходно с названием его основной этнической группы.
IV. Общая характеристика хозяйства.
Индия — одна из ключевых развивающихся стран мира, ядро региона Южной Азии. Обладая очень крупным экономическим потенциалом (входит в число первых 15 стран мира по объему ВВП), Индия остается одной из беднейших стран мира.
Богатства Индии некогда сделали ее легендарной у древних персов и греков, не раз навлекали волны завоевателей с северо-востока. Но всякий раз индостанские цивилизации «переваривали» очередных завоевателей. Британская колонизация в значительной степени подорвала основы индийской экономики: в течение почти двух веков «жемчужина Британской империи» отправляла за океан львиную долю плодов своего труда.
Современная Индия отличается рядом исторически сложившихся особенностей, одни из которых тормозят развитие, другие, напротив, способствуют ему. Современные уклады все еще тонут в море докапиталистических укладов и их пережитков (общинное пользование землей, натуральное потребительское хозяйство, касты, зависимое ремесло, кабальная аренда и долговая кабала и т. д.). Вместе с тем по весу в хозяйстве ведущим уже стал капиталистический (в том числе государственно-капиталистический) уклад. Ныне в Индии действуют крупные предприятия мирового уровня, включая частные.
К числу положительно действующих факторов надо прежде всего отнести обилие и дешевизну рабочей силы. Большим стимулом для развития промышленного и сельскохозяйственного производства является наличие крупнейшего внутреннего рынка, платежеспособность которого неуклонно возрастает по мере роста занятости в современных отраслях хозяйства. Наконец, надо подчеркнуть, что размеры страны и ее бюджета позволяют маневрировать инвестициями, «выкраивать» и направлять необходимые средства в нужное время на развитие ключевых участков науки, техники и хозяйства с учетом их будущей, а не немедленной отдачи. Благодаря этому Индия основательно шагнула вперед в выполнении таких общенациональных наукоемких программ, как геологоразведочная, атомная, военная, электронная, космическая, океанографическая, биотехнологическая и даже антарктическая.