СЭЗ в России
Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон не только ускорило бы интеграцию России в мировые хозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны. Финансовые средства, столь скудно выделяемые из бюджетов разных уровней, должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста. Под объектами экономического роста, согласно (19), понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности. Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться преимущественно на возвратной основе.
Заключение.
Приведённый выше анализ позволяет сделать заключение, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания и функционирования нет действительно неразрешимых. Однако, необходимо наличие политической воли у государственной власти, и, как уже упоминалось выше, остро необходимо принятие Федерального закона «О Свободных экономических зонах в РФ», «утонувшего» в недрах Федерального собрания. При этом достижение компромисса в интересах региональных и федеральных властей явится основной гарантией стабильного развития таких зон, а вместе с ними и государства в целом. Именно в этом должна состоять основная цель всех экономико-политических экспериментов и нововведений в нашей стране.
Временные неудачи функционирования СЭЗ следует рассматривать в контексте общих неудач экономических реформ, состоящих, по моему мнению, в игнорировании международного опыта, некомпетентности и безволии государственной власти. И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. В конечном счете, главной целью государственной политики является повышение благосостояния народа, а следовательно, и построение концепций Свободных экономических зон должно быть подчинено в первую очередь этой цели.
Литература.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93
2. Федеральный закон от 13.03.95 № 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»
3. Федеральный Закон от 22.01.96 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»
4. Федеральный Закон от 04.06.91 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»
5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.06.90 № 105-1 «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»
6. Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.06.90 № 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства»
7. «Положение о свободной экономической зоне в Кемеровской области (СЭЗ «Кузбасс»)», утверждено Распоряжением Председателя ВС РСФСР от 09.06.91 № 1588-1
8. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»
9. Указ Президента РФ от 10.12.92 № 1572 «О создании зоны свободной торговли «Шереметьево»
10. Указ Президента РФ от 3.06.93 № 847 «О свободных таможенных зонах «Московский Франко-порт» и «Франко-порт Терминал»
11. Указ Президента РФ от 4.06.92 № 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации»