СЭЗ в России
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
ü благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
ü развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
ü существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
По утверждению (22), для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:
1. прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
2. конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
3. целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
4. единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
5. обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.
Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:
ü политическая стабильность;
ü инвестиционные гарантии;
ü качество инфраструктуры;
ü квалификация рабочей силы;
ü упрощение административных структур;
Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.
Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели (например 7, 3):
ü привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;
ü насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
ü создание экспорто-ориентированных производств;
ü повышение занятости населения;
ü формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.
Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 годы» (19) предусматривает достижение следующих целей:
ü обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
ü укрепление единого экономического пространства России;
ü развитие внешнеэкономических связей России;
ü развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;
ü обеспечение экономической безопасности области. Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:ü развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая транспортный и природоохранный комплексы;ü государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны;ü структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие;ü обеспечение полноценного функционирования размещённых на территории области воинских формирований и баз