Экономико-географическое положение Белорусии
По обилию торфа Беларусь в свое время соперничала со многими государствами. Большие надежды ученые и специалисты связывают с поистине огромными запасами бурого угля и горючих сланцев. Но условия залегания пластов и невысокое качество минералов отодвигают сроки их интенсивной добычи до лучших времен, когда появятся новые, более совершенные технологии и средства. Лаборатории противопожарная безопасность о мерах и правилах пожарнои безопасности.
Экономический потенциал Беларуси в большей степени определяется промышленностью, на долю которой приходится более 30 процентов валового продукта. Насчитывается более 1900 предприятий всех основных отраслей.
Наибольшее развитие получили автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности.
Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
Природные условия Беларуси позволяют успешно производить такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др.
Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного потенциала аграрного сектора.
Последние годы оказались для белорусской экономики достаточно успешными. Был обеспечен устойчивый рост основных экономических показателей (табл. 1), причем темпы этого роста стали одними из самых высоких в СНГ. Успешное развитие экономики позволило значительно увеличить реальные доходы населения, что в свою очередь способствовало социально-политической стабильности в республике.
Следует особо отметить, что в отличие от предшествующего периода высокие темпы экономического роста в Белоруссии в последние годы были достигнуты при относительно низкой (и постоянно уменьшающейся) инфляции, что свидетельствует о качестве этого роста.
Принятая в 2001 г. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. перевыполнена по всем параметрам (табл. 2). В 2005 г. по многим показателям удалось превзойти уровень докризисного 1990 г., в том числе по производству ВВП – на 27,5%, по выпуску промышленной продукции – на 52%, по производству потребительских товаров – на 65%, по реальным денежным доходам и реальной зарплате – в 1,9 раза. Выполнено задание довести к концу 2005 г. уровень средней месячной зарплаты до 250 долл. США в эквиваленте: в конце 2005 г. средняя зарплата составила 261 долл., а к концу 2006 г. увеличилась до 312 долл. Уровень безработицы упал с 2,1% в 2000 г. до 1,5% в 2005 г. и 1,2% в 2006 г.; это один из самых низких показателей среди стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
В 2007 г. экономический рост в Белоруссии продолжался. В первом полугодии ВВП республики возрос по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 8,6%, выпуск продукции промышленности – на 7,7%, продукции сельского хозяйства – на 5,2%, уровень инвестиций в основной капитал – на 20,0%. Реальная зарплата увеличилась более чем на 17%, тогда как потребительские цены повысились лишь на 3,6%.
В белорусской печати отмечается, что улучшение экономической ситуации во многом обусловлено перестройкой работы ряда ведущих предприятий республики, освоением ими новых моделей продукции, конкурентоспособных и на внутреннем, и (что особенно важно) на внешнем рынке. Устойчивому экономическому росту способствовали также улучшение качества управления на государственном и корпоративном уровнях, активная инвестиционная политика государства и ряд других факторов, среди которых особое место занимает динамичное развитие внешнеэкономических связей.
Для Белоруссии – страны с открытой экономикой, где внешнеторговый оборот в 2006 г. составил почти 115% ВВП, – внешнеэкономические связи исключительно важны. За последние четыре года внешнеторговый оборот республики возрос более чем вдвое – с 17 113 млн долл. в 2002 г. до 42 062 млн в 2006 г., в том числе экспорт – с 8 021 до 19 739 млн, импорт – с 9 092 до 22 323 млн.
В структуре белорусского экспорта ведущее место занимают минеральные продукты (38,8% в 2006 г., что связано с существенным увеличением экспорта – в основном в страны Западной Европы – нефтепродуктов, произведенных из российской нефти), машины, оборудование и транспортные средства (20,0%), продукция химической промышленности (14,4%).
В структуре импорта в 2006 г. 33,4% приходилось на долю минеральных продуктов, 24,1% – на долю машин, оборудования и транспортных средств, 12,6% – на долю продукции химической промышленности, 11,7% – на долю черных и цветных металлов и изделий из них.
Главным торговым партнером Белоруссии является Россия – 47,4% общего объема внешнеторгового оборота республики в 2006 г., в том числе 34,7% экспорта и 58,6% импорта. Другие крупные торговые партнеры – Нидерланды (17,7% экспорта и 1% импорта), Украина (5,7% и 5,5% соответственно), Германия (3,8% и 7,5%), Польша (5,2% и 3,4%), Великобритания (7,5% и 0,8%).
Важнейшее значение для экономики страны имеют взаимодействие и интеграция с Россией, в соответствии с договором от 8 декабря 1999 г. входящей в состав Союзного государства. Россия – главный торговый партнер Белоруссии, практически единственный поставщик энергоресурсов, прежде всего нефти и газа, а также основной рынок сбыта продукции многих отраслей белорусской промышленности, особенно обрабатывающей. Экспорт в Российскую Федерацию составляет около 18,5% ВВП Белоруссии; наблюдаемый в последние годы экономический рост в значительной мере обусловлен именно увеличением спроса на белорусские товары со стороны российских компаний. Многие виды продукции, производимые в Белоруссии, предназначены почти исключительно для российского рынка. Так, в первом полугодии 2007 г. на долю России приходилось 99,8% общего объема экспорта мяса, 96,9% экспорта телевизоров, 90,5% – обуви, 88,5% – дорожной техники, 81,4% – молока, 80,7% – холодильников, 79,2% – седельных тягачей, 71% – мебели, 67% – грузовых автомобилей. Крупнейшие белорусские предприятия – МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. – большую часть своей продукции также экспортируют в Россию.