Экономика республики Куба
– Конго-Куба. 4 договора о сотрудничестве – в области здравоохранения, культуры, строительства и высшего образования.
– Мексика-Куба. Договор о сотрудничестве в области земледелия и животноводства, рыболовства, энергетики, науки и технологий, здравоохранения н соц. обеспечения, связи, транспорта и окружающей среды.
– Никарагуа-Куба. Меморандум о списании долга.
– Намибия-Куба. Соглашение о новых возможностях сотрудничества в сфере здравоохранения и возможности распространения сотрудничества на другие отрасли экономики, в частности на сахарную промышленность.
– Португалия-Куба. 3 договора о сотрудничестве в области торговли и договор в области спорта.
– Панама-Куба. Договор о стимулировании и защите инвестиций; Договор о НТС в области сельского хозяйства.
– Перу-Куба. Соглашение о сотрудничестве, Протокол о намерениях между МИД, Договор о сотрудничестве в области культуры, науки и образования; Договор о юридическом содействии в области уголовного права.
– Россия-Куба. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве;
– Руанда-Куба. Генеральное соглашение об экономическом, научно-техническом, соц. и культурном сотрудничестве.
– Суринам-Куба. Договоры о защите и стимулировании инвестиций и об обмене между МИД.
– Сент-Люсия-Куба. Два договора: о двухстороннем сотрудничестве в спорте; о безвизовом въезде. Соглашение о тех. и эконом. сотрудничестве.
– Сейшельские о-ва-Куба. Программа сотрудничества между минобразования Кубы и Сейшельских о-вов.
– Тунис-Куба. Соглашение о расширении товарооборота и открытии новых сфер эконом. и научно-технического сотрудничества.
– Турция-Куба. Соглашения в области туризма и в области культуры и НТС; Договор о взаимном стимулировании и защите инвестиций.
– Швейцария-Куба. Соглашение о продлении действия торгового соглашения 1954г.
– Эфиопия-Куба. Договор об эконом. и научно-техническом сотрудничестве.
– Ямайка-Куба. Соглашение о сотрудничестве в морском деле.
Внутренняя и внешняя торговля.
Практически вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства. Распределение товаров производится преимущественно по карточной системе. Ограниченное количество ненормированных товаров свободно продается по высоким ценам, устанавливаемым государством; определенные квоты на дефицитные товары длительного пользования, например на телевизоры, и стиральные машины, выделяются предприятиям, которые, в свою очередь, осуществляют продажу этих товаров по высоким ценам своим сотрудникам. При этом порядок очередности на покупку техники определяется в соответствии с успехами, достигнутыми потенциальным покупателем в труде, и его активностью в политической жизни. Как и в других странах с нерыночной экономикой, на Кубе существует «черный» рынок, наличие которого в сочетании с коррумпированностью государственных чиновников в какой-то мере смягчает жесткость существующей распределительной системы.
В 1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар, разрешив кубинским гражданам использовать его во внутренних расчетах; тем самым кубинцы получили доступ в принадлежащую государству сеть валютных магазинов и других заведений, которыми прежде могли пользоваться только иностранные туристы и дипломатический корпус.
Важным источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-за границы, в особенности из США, в виде переводов от эмигрантов членам их семей. В январе 1999 правительство США разрешило также переводить определенные суммы (до 1200 долл. в год) кубинским гражданам, не имеющим родственников в США.
Потребности Кубы в промышленном и транспортном оборудовании, а также в нефти практически полностью покрываются за счет импорта; значительная часть промышленных потребительских товаров, сырья и многие виды основных продуктов питания также поступают из-за рубежа. Свыше 80% экспортных поступлений Куба получает от продажи сахара, другими важными статьями экспорта являются никель, сигары и рыбопродукты. По состоянию на 1990, торговый дефицит Кубы оценивался в 2,2 млрд. долл.