Экономика республики Куба
Появившаяся гибкая и эффективная банковская система страны, в общих чертах отвечающая межд. требованиям в этой сфере эконом. деятельности, потребовала, создания Центр. банка Кубы (Banco central de Cuba), функции которого до мая 1997г. выполнял Национальный банк Кубы.
В задачи ЦБ в качестве руководящего учреждения банковской системы страны входит выпуск национальной валюты, поддержание ее стабильности, осуществление контроля за сегментами банковской системы, разработка и претворение в жизнь соответствующей денежной политики. На межд. уровне ЦБ занимается нормализацией фин. отношений с внешним миром, включая вопросы внешнего долга, представляет кубинское государство перед зарубежными банковскими, валютными и кредитными организациями.
С появлением ЦБ не произошло упразднение Национального Банка. В его функции были вменены регистрация, контроль и обслуживание внешнего долга страны и внешнего долга самого банка перед иностранными кредиторами при сохранении гарантий со стороны государства, а его обширная банковская сеть внутри страны перешла в ведение новой организации – Banco de creditos у comercio, созданного в 1997г.
В 2000г. начал операции созданный в конце 1999г. Внешторгбанк Кубы. Правовые основы его деятельности определяются Декрет-законом №198 от 08.11.1999г. Основная задача банка – осуществление операций, связанных с предпринимательской деятельностью кубинских организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Внешторгбанку Кубы предоставлено право, приобретать на рынке долговые обязательства кубинских финансовых и государственных учреждений, предприятий под свою полную ответственность, с согласия кредиторов, а также с разрешения ЦБ Кубы.
Современная банковская системы Кубы включает также сеть небанковских фин. учреждений – так называемых фин. компаний: Finca, Finatur, Fimelca, Finagri и др. (более десяти), создание которых обычно связано с направлениями работы отдельных отраслей экономики, и уполномоченных проводить операции фин. посредничества, исключая депозиты.
Фин. компании ведут активную работу по привлечению иностранного капитала путем создания совместных фин. организаций с зарубежными партнерами. Как правило, иностранного партнер имеет большую долю в их уставном капитале и осуществляет общее управление совместным предприятием.
Национальная банковская система дополняется 16 представительствами зарубежных банков, получивших разрешение на работу в стране. Начиная с 1984г. кубинское законодательство предусматривает возможность открытия представительств иностранных банков на Кубе без права непосредственного осуществления банковских операций.
Согласно последнему докладу, обнародованному Центральным банком Кубы, размер внешнего долга страны на конец 1999г. составляет 11,078 млрд. долл., из которых 81,9% относились к основной сумме долга и 18,1% – к обязательствам по обслуживанию долга. В эту цифру не включены долги перед бывшими социалистическими странами Вост. Европы и бывшего СССР.[4]
Основными кредиторами Кубы в 1999г. являлись Япония (20,6%), Аргентина (14,5%), Франция (10,6%), Испания (10,5%), Великобритания (9,9%). Из латиноамериканских стран (помимо Аргентины) наибольшая задолженность имеется перед Мексикой (4,0%).
Налоговая система.
Налоговая система Кубы была учреждена в 1995г. и явилась одним из важных шагов кубинского руководства по реформированию экономики страны. Юр. основой введения налогов стал закон «О налоговой системе» 1994г. и закон от 1997г. «Об общих нормах и процедуре налогообложения». Согласно этим законам, Минфин является высшим государственным органом, регулирующим налоговую политику страны. В 1995г. по решению Совмина была создана Национальная налоговая служба (ОНАТ), в функции которой входит контроль над своевременной уплатой налогов, определение сумм выплат, отсрочка платежей, наложение штрафных санкций, рассмотрение спорных вопросов и т.д. Работа ОНАТ строится по территориальному принципу. Она также издает ежемесячную газету «Налогоплательщик», через которую ведется соответствующая разъяснительная работа среди населения.