Демографическое положение России и Мурманской области
Одним из аспектов зрелости личности является половое сознание, под которым следует понимать осознание человеком себя самого как носителя определенного пола, а также выработку системы эмоционально-этических установок, регламентирующих сексуальное поведение. В формировании и становлении полового сознания помимо физиологических и биологических факторов ведущую роль играет сексуальное (половое) воспитание и образование. В современном мировоззрении необходимость полового воспитания, то есть системы мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, не вызывает сомнений. В Швеции, где история полового воспитания насчитывает свыше 70 лет, самый низкий в мире уровень абортов у подростков и родов у несовершеннолетних. Неосведомленность в сексуальных вопросах способствует возникновению таких явлений, как случайная беременность, заболевания, передающиеся половым путем, изнасилование и сексуальная эксплуатация, сексуальные проблемы вследствие неправильного полового опыта.
В России, в силу своеобразия ситуации, назрела крайняя необходимость совершенствования системы полового воспитания детей и подростков. У родителей, впитавших ханжескую этику тоталитарной эпохи, нет опыта полового воспитания своих детей. Педагогическая концепция общеобразовательной школы по существу так и остается "бесполой", а "половое самообразование" происходит в условиях доступности порнофильмов, порноизданий, вседозволенности, педагогической запущенности. Реальность такова, что участие медиков и психологов в половом воспитании молодежи в настоящее время становится наиболее акту актуальным. Большая часть родителей и педагогов высказывает опасение, что проведение полового воспитания лишает детей чистоты, делает их чрезмерно любопытными. Подобные опасения совершенно необоснованны. Дети наблюдают жизнь, интересуются отношениями полов, проблемами деторождения Проведенные социологические опросы показали, что почти половина девушек (48%) считают себя недостаточно информированными в вопросах пола, а 68% хотели бы получить дополнительную информацию по этим проблемам. Однако имеющаяся система полового просвещения и воспитания малоэффективна. Полученные данные подтверждают высказанное ранее положение о том. что за последние 10-15 лет резко возросла сексуальная активность молодежи. Если в середине 80-х годов к 18 годам опыт половой жизни имели примерно 15% девушек, то в середине 90-х годов их удельный вес возрос до 85%.
Среди девушек, живущих половой жизнью, лишь 55% регулярно предохраняются от беременности. А это в свою очередь ведет к крайне высокому числу абортов у несовершеннолетних, высокому уровню венерической заболеваемости, росту числа родов у юных матерей. Только в 1999 году в России было сделано около 200 тысяч абортов у несовершеннолетних, ежегодно два подростка из каждой тысячи заболевают сифилисом и столько же гонореей.
Одной из причин низкой рождаемости в стране многие демографы считают общемировую тенденцию ориентации семьи на малодетность. Но откуда эта ориентация берется? Проведенные социологические опросы детей и подростков показали, что на основании опыта родителей, общественного мнения, отсутствия пропаганды "чадолюбия" низкие репродуктивные установки формируются уже в детстве. И это вызывает большую озабоченность. Идеальным числом детей они называют двоих, а желаемое в среднем составляет 1,8. А если сделать поправку на то, что примерно 1/5 часть из них будет бесплодна, часть не сможет реализовать свои репродуктивные возможности из-за отсутствия партнера, то можно сделать весьма неблагоприятный прогноз в отношении рождаемости в стране, по меньшей мере, на ближайшие годы.
Полученные данные свидетельствуют о крайне низком уровне репродуктивного потенциала современных девушек и необходимости разработки государственной программы спасения репродуктивного потенциала молодежи страны.
Исследования проводились Профессором Вадимом Юрьевым, заведующим кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии.