Топливно-энергетический комплекс мира
Высокая инерционность производственных процессов в отрасли требует опережения инвестирования как минимум на 5-7 лет сроков ввода месторождений. Потеря темпов освоения производственных программ, вследствие дефицита финансовых ресурсов, привели к снижению добычи газа и негативно скажутся на добыче газа в ближайшую пятилетку. При сохранении сложившихся тенденций финансирования производственных программ дефицит поставок газа над спросом будет увеличиваться, что приведет, в конечном счете, к подрыву энергетической безопасности страны.
Отказ от реализации крупных производственных программ ОАО "Газпром" приводит к снижению объемов строительно-монтажных работ (СМР), сокращению запуска оборудования, средств автоматизации, контроля и другой техники нового поколения разработанной отечественными производителями. Следовательно негативно сказывается на развитии отечественного машиностроения, использовании квалифицированных кадров.
Намеченная программа развития газотранспортных систем потребует увеличения объемов СМР более, чем в 4 раза к 2020 г., ориентирует отечественные металлургические заводы на производство качественных труб большого диаметра (ввод стана-5000), газоперекачивающих агрегатов нового поколения. ОАО "Газпром" в последние годы проводил программу поддержки отечественных производителей, импортозаменяющую стратегию, работая с более чем 15 конверсионными предприятиями. На Пермском моторном заводе (ПМЗ) Газпром планируется создать компанию по лизингу газоперекачивающих установок для ГПА-16. Однако из-за дефицита финансовых ресурсов программу придется сокращать.
Выход из создавшегося финансового положения в отрасли - в совершенствовании хозяйственных отношений, имеющих целью создание условий для финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности газовых компаний для надежного и эффективного удовлетворения спроса на газ.
Трансформация институциональной структуры отрасли и существующих хозяйственных отношений направлены на:
- повышение эффективности и хозяйственной самостоятельности всех субъектов рынка при расширении сфер их деятельности, исходя из коммерческих интересов компаний, в том числе акционерных обществ, входящих в ОАО "Газпром", при сохранении целостности ОАО "Газпром";
- расширение деятельности независимых производителей и поставщиков газа до 25-30% при условии свободного доступа к ГТС и цивилизованной конкуренции между участниками рынка;
- совершенствование налоговой и ценовой политики, способствующей восстановлению внутренних источников финансирования и привлечению внешних при сохранении экономической независимости и финансовой устойчивости компаний, повышению привлекательности для компании внутреннего рынка газа. В частности, фискальная нагрузка на отрасль на внутреннем рынке должна снизиться с 57 % от объема реализации продукции в 1999 г. до примерно 50 % в 2010 г. и 42-45 % в 2020 г. при росте абсолютных размеров налоговых поступлений в бюджет соответственно на 12-15 и 18-20 %.
Предпосылки для реализации этих целей должны быть созданы комплексом институционально-хозяйственных мер по совершенствованию структуры отрасли, функций всех субъектов рынка для организации конкурентной среды (вне естественно-монопольных сфер деятельности). Это будет сопряжено в первую очередь с введением отчетности по видам деятельности, с государственным контролем (в частности лицензированием сфер деятельности, соблюдением установленных правил и т.д.).
Реформирование хозяйственных отношений в отрасли потребует опережающей подготовки и введения нормативно-правовой базы, разработки новых законодательных актов, контрактных отношений субъектов рынка, правил доступа к сетям, методов регулирования естественно-монопольных сфер деятельности и т.д.
3. Развитие сырьевой базы природного газа
Под сырьевой базой понимается совокупность открытых, в том числе и введенных в разработку, а также неоткрытых, но предполагаемых по геологическим критериям и оценкам месторождений, доступных для разведки и освоения при существующих технических средствах.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60