Особенности изменения экономико-географического положения России
Одним из наиболее распространенных путей реализации потенциала экономико-географического и Евразийского геополитического положения России в масштабе мирохозяйственной системы является формирование международных, особенно трансконтинентальных, транспортных коридоров. Критерием рациональности использования столь специфического ресурса обычно является конкурентоспособность, экономическая отдача в широком ее понимании (например, создание условий освоения новых ресурсных баз или решение проблем социально-экономического развития субъектов Федерации), национальная безопасность и политическая значимость России в мировом сообществе.
Транспортные системы РФ в постсоветском периоде находятся в перманентной реорганизации, сочетающей поиск новых методов хозяйствования и укрепления законодательной и регулирующей базы. Проекты реорганизации транспорта мало связаны как между собой, так и с перспективами развития остальных сфер экономики регионов. Например, с выбором возможных путей освоения нефтегазовых ресурсов материковой части Тимано-Печорской провинции и шельфа Баренцева моря, реализации проекта “Северные ворота” и организации транспортных связей Норильско-Туруханского района (Красноярский север) связаны перспективы решения задачи поддержания в надлежащем состоянии западного сектора Северного морского пути (ледокольный и транспортный флот, режим продленной навигации и др.) – первого этапа возрождения Севморпути. В годы реформ принципиально изменились объем, состав грузов и условия организации транспортного процесса. Масштабы перевозок сократились с 6,6 млн т (1987 г.) до 1,5 млн т (1998, 1999 гг.). Норильский комбинат прекратил вывоз руды на предприятия Мурманской области и перешел на использование прямых рейсов судов между портом Дудинкой и портами Европы (как, например, 29 из 52 судов в 1999 г.), практически прекратился экспорт леса из Игарки, резко сократился объем “северного завоза”. Только интенсивное использование грузообразующего потенциала районов, тяготеющих к побережью Баренцева и Карского морей, может обеспечить работу атомных ледоколов, вызовет необходимость обновления грузового флота и сохранения режима продленной навигации. Залогом тому являются изменения географии добычи нефти и газа в России и переход на широкое использование морского флота для вывоза углеводородов на мировой рынок. Реализация концепции развития Норильского комплекса вызовет значительный поток нового оборудования, которое будет доставляться морем. Это позволит не только восстановить традиционную трассу СМП, но и подготовиться к следующему этапу решения стратегической задачи – освоению Высокоширотной трассы и формированию Арктического транспортного коридора между северными морями Тихого и Атлантического океанов.
2.4. Положение соседей, в том числе первого порядка, их ресурсный, экономический и политический потенциал
Распад Советского Союза в 1991 г. Привел к образованию нового экономического сообщества – Содружества Независимых Государств. В сентябре 1993 года двенадцатью бывшими республиками был подписан договор о создании экономического союза.
Российская Федерация – крупнейшая суверенная республика в Содружестве Независимых Государств не только по площади и численности населения. Она обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. Россия играла ведущую роль в экономике бывшего СССР. И в настоящее время ее роль в интеграции стран СНГ – решающая. Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 2000 г. Составил 25,3 млрд долл., и возрос по сравнению с 1992 г. в 2 раза. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 19%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 22,3% - с 11,2 до 13,7 млрд долл. Объем импорта возрос за этот период почти в 2 раза и составил 11,6 против 6 млрд долл. в 1992 г. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 83,4% внешнеторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравнению в 1992 г. значительно сокращены. В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.