Восточно – Сибирский экономический район
Хуже положение в развитие средств связи. Доходы от услуг связи населению в расчете на одного жителя в 1996 г. были на 15% ниже среднего по России показателя. Объясняется это тем, что хуже среднего по РФ уровня обеспечено домашними телефонами городское население (35 аппаратов на 100 семей). В республике осуществляется строительство новых АТС и линейных сооружений связи.
Одной из основных причин, сдерживающих экономическое развитие Республике Тыва (Тува) в советский период, являлось отсутствие устойчивой транспортной связи круглогодичного действия с остальной территорией страны (прежде всего железнодорожной). Только через «автомобильное кольцо», с выходами на республику Хакасия и юг Красноярского края, эта территория связана с РФ. Автомобильный транспорт является основным и в пределах республики. Однако плотность автомобильных дорог не высока – 14 км на 1000кв. км территории (средний показатель по РФ – 29 км на 1000 кв. км). Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования – 82, 7%, а среднее по РФ значение этого показателя – 89,5%
Очень невысока обеспеченность населения республике телефонами. В 1995 г. в расчете на 100 городских семей было установлено 40,3 аппарата. Этот показатель ниже средних значений по стране и самые низкие в Сибири.
В Иркутской области получили развитие все виды современного транспорта – железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной. Относительно развита система связи. По стоимости основных фондов транспорта и связи в расчете на одного жителя в 1996 г. область занимала 21-е место в РФ. Однако плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, а также удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог – ниже средних по России значений. Внутрирегиональная сеть транспортных путей еще далека до рациональной организации, в первую очередь, территорий северных и центральных районов области. В последнее время автомобильный транспорт играет все большую роль в развитие области, т.к. тарифы на железнодорожном транспорте все время повышаются. Обеспеченность автобусами стала сокращаться с 1991 г., а легковыми автомобилями непрерывно растет (113 автомобилей на 1000 человек, что выше среднего по России).
Хуже, чем население страны в среднем, обеспечено городское и сельское население области телефонными аппаратами сети общего пользования.
Транспортная обеспеченность Республики Бурятия невысокая. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 34 км на 10000 кв. км (в среднем по России 51 км). Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 17 км на 1000 кв. км (в среднем по России 29 км). Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог составляет 92, 1%, что выше среднего по стране показателя. Имеются внутренние судоходные пути. Территорию Бурятии пересекают две железнодорожные магистрали. На севере проходит участок Байкало-Амурской магистрали (553 км), почти посередине – Транссибирская магистраль (663). От нее отходит железнодорожная ветка на Кяхту с выходом в Республику Монголия (247 км). Она позволяет сократить расстояние от Москвы до Пекина на 1000 км, по сравнению с маршрутом через Читинскую область. Главный центр концентрации грузов – город Улан-Уде. Имеется два автомобильных тракта на юге, с выходом в Республику Монголия: Кяхтинский (от Улан-Уде до Кяхты, длиной 237 км) и Тункинский (от станции Культук до поселка Монды и далее в Монголию). Обеспеченность населения автобусами общего пользования составляет 71 шт. на 100 тыс. человек (по России – 88 шт.) и автомобилями в личной собственности – 81,9 шт. на 1000 чел. (по России – 92,7 шт.).