Восточно – Сибирский экономический район
Около 85% населения района русские. Здесь проживают также тувинцы (4%), буряты (6%), хакасы (2%), латыши (0,5%) и народности Севера.
В народном хозяйстве Восточной Сибири занято около 5 млн. чел. (72%), в непроизводственной сфере – 1,4 млн. чел. (28%). В 1995 г. в промышленности региона было занято 45% рабочих и служащих, в сельском хозяйстве – 5%, на транспорте и связи – 7,5%, В строительстве – 12%. Переход к рыночным отношениям привел к безработице. По официальным данным, численность безработных в 1995 г. достигла 175 тыс. чел, но если учитывать скрытую безработицу, то 250 тыс. чел.
В Восточной Сибири высокая текучесть кадров. Она выше, чем в среднем по стране, на 15%. Основные причины текучести кадров – слабое развитие социально-экономической инфраструктуры и развал хозяйства северных территорий.
4. Особенности хозяйства.
Восточно – Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает пятое место в Российской Федерации. Он выделяется на общероссийском фоне производством элекроэнергии, цветных металлов, автопокрышек, деловой древесины, целлюлозы, зерновых комбайнов, оборудования для золотодобывающей промышленности, грузовых вагонов, стального литья, электротехнического оборудования и др.
Удельный вес всей промышленности района в общероссийском промышленном производстве за 30 лет вырос в 1,8 раза. Это произошло главным образом за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли развивались более медленными темпами, особенно машиностроение и металлообработка. Эта отрасль снизила свой удельный вес на 20%. Повышение роли района произошло за счет ускоренного развития пяти отраслей: электроэнергетики, топливной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. За период 1965 – 1995 гг. в Восточной Сибири усилились диспропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. Если в 1965 г. удельное значение добывающей отрасли составило около 28%, то в 1995 г. - 45% от общего объема промышленной продукции. Следовательно, Восточная Сибирь является поставщиком сырья и полуфабрикатов в другие регионы страны.
5. Территориальная организация хозяйства.
Территория Восточно-Сибирского экономического района, равная почти ¼ страны, имеет большие внутренние различия в направлении и уровне хозяйственного развития. В настоящее время можно выделить два крупных экономических района - Ангаро-Енисейский (Красноярский край и Иркутская область), где специализирующими отраслями являются: угледобыча, электроэнергетика, производства алюминия, нефтехимических продуктов, лесозаготовки, выпуск целлюлозы, бумаги;
- Забайкальский (Бурятия, Тува, Читинская область), специализирующийся профиль: добыча и первичная переработка руд цветных металлов, отдельные отрасли машиностроения, асбестовая, легкая и пищевая промышленности.
6. Транспорт и связь.
Красноярский край по показателю стоимости основных фондов транспорта и связи в расчете на одного жителя занимает 39-е место в России. Значительно лучше обеспечена транспортом южная часть края, намного хуже – северная. Показатели плотности железнодорожных и автомобильных путей общего пользования самые низкие в Сибири. Показатель удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием (94,4%) относительно высок, однако они в основном расположены в центральной и южной частях края. Транспортная сеть Красноярского Севера представлена морским и речным транспортом, а также воздушным и автомобильным. Небольшая железнодорожная линия связывает только города Дудинку и Норильск.
Показатель доходов от услуг связи населения в расчете на одного жителя в 1996 г. в Красноярском крае был на 22% выше средней по России величины (в Сибири впереди только Тюменская область). При этом обеспеченность телефонами одна из самых низких в Сибири.
Транспортная освоенность территории Хакасии довольно высокая. В республике действуют все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный. Плотность железнодорожных путей общего пользования в два раза превышает среднероссийский уровень. Железные дороги общего пользования характеризуются повышенным уровнем электрификации и автоматизации (электрифицировано 45%, в России – 37%). Плотность дорог в Республике на 17% превышает средний оп России показатель. При этом дороге находятся в хорошем состоянии, удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог составляет 100%. Столица Хакасии – Абакан имеет железнодорожный выход в западном, северном и восточном направлении, через нее проходит маршрут автомобильных и авиационных связей с Республикой Тыва (Тува) и Монголией.