Основные тенденции, перспективы развития современного мирового хозяйства
В течение последних лет уже немало говорилось и писалось о необходимости избавиться от ситуации, при которой практически вся украинская экономика зависит от импорта российской нефти и газа. Если точнее, то от поставок нефти и газа из России и газа из Туркменистана. Действительно, для относительно надежного гарантирования своей экономической безопасности каждое государство пытается избежать монопольной зависимости от одного партнера и разнообразить источники поставки. Оптимальной при этом считается схема, которая включает три-четыре приблизительно равных по объему источника поступления ресурсов. Однако на практике в силу действия факторов экономического, географического, политического порядка реализовать эту схему удается достаточно редко.
В Украине высказывалось много планов по переориентации импорта из России на целый ряд стран (прежние республики Средней Азии, Иран, страны Персидского залива и т. п.). Предлагались разные проекты сооружения новых нитей трубопроводов к украинской территории. Долгое время уже продолжается эпопея с терминалом в Одессе. Однако практических изменений пока еще не произошло. По-прежнему, практически весь поток импортных нефти и газа поступает в Украину из России и Туркменистана.
По-прежнему Украина по ряду причин не в состоянии полностью оплачивать весь объем поставок. Такая ситуация не может продолжаться долго, поскольку, в конце концов, никто не собирается удерживать чужую экономику за собственный счет. Так вот, крайне важно решить вопрос с источниками импорта и найти возможности для его оплаты. Значительное количество объективных факторов говорит о целесообразности поисков новых поставщиков нефти в Украину.
Кроме желания ликвидации зависимости от одного партнера, нужно учитывать и нынешнее кризисное состояние нефтедобывающей промышленности в России, что предопределяет резкий спад добычи. Кроме того, следует помнить и о том, что Россия имеет сравнительно незначительные нефтяные ресурсы. В целом, в 2001 г. их объем равнялся около 8 млрд. куб. м, или 5% от разведанных мировых ресурсов нефти.
В результате этих причин в ближайшей перспективе российская нефтедобывающая промышленность будет просто физически неспособна справиться и с обеспечением собственных российских потребностей в нефти, и обслуживать в значительных объемах зарубежных потребителей. Многие из основных нефтяных месторождений истощены. Освоение новых, которые находятся в труднодоступных районах со сложными климатическими условиями, является непростым делом.
Альтернативными заменителями поставки нефти могут быть, в известной мере, некоторые из прежних республик Советского Союза, в частности Казахстан и Азербайджан, что дает значительные надежды на освоение с помощью зарубежных инвесторов ряда новых крупных месторождений. Кроме того, возможен выход и на страны, владеющие сегодня наибольшими нефтяными ресурсами, в частности Иран (6,5% мировых запасов), Кувейт (10%) и в перспективе - Ирак (около 11 %) [Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль, 2002].
Среди возможных резервов Украины, которые могут обеспечить оплату нефтяного импорта, - использование потенциала и опыта по сооружению нефтепроводов. Украине можно лишиться и лишнего целомудрия в таком деле, как торговля оружием, что широко практикуется почти всеми «стопроцентными образцами демократии и цивилизации» - США, Францией и другими странами Запада.
По этому поводу наше государство может заинтересовать потенциальных покупателей из Ближнего и Среднего Востока.
Для успешного продвижения в этом направлении желательно была бы наладка координированных общих действий с Россией, поскольку предприятия ВПК обеих стран тесно связаны между собой.