Социально-экономические проблемы угольной промышленности
Угольная промышленность России не имеет достаточных собственных источников капитальных вложений и получает государственную поддержку на инвестиции из федерального бюджета.
Разработана также отраслевая программа адресных вложений под конкретные направления строительство обще районных объектов для освоения новых перспективных месторождений. создания межотраслевых производств, переселение горняков из северных регионов России.
Предусматривается направление инвестиций и для нормализации работы действующих угольных предприятий за счет технического перевооружения наиболее перспективных шахт и разрезов на новой технологической основе. Основными факторами, обусловившими в последние годы по существу кризис инвестиций, являлись высокая инфляция и спад производства. При этом особенно сильно инфляция ограничила собственные возможности угледобывающих предприятии, поскольку в этих условиях существенно сократился основной источник капитальных вложений - амортизационные отчисления. В результате доля амортизационного фонда покрывавшего в прошлом до 70% потребности в инвестициях на простое воспроизводство снизилась до 25-35%.
Сложное финансовое положение угледобывающих предприятии не позволило им компенсировать снижение реального объема амортизационных отчислении средствами из прибыли, которые на практике перераспределялись в сторону текущего потребления. В этих условиях для повышения эффективности инвестиционной деятельности целесообразно ввести механизм индексации амортизационных отчислении с пересмотром (переоценкой) стоимости основных производственных фондов отрасли в конце каждого года.
В соответствии с отраслевыми и региональными программами частично уже используются такие экономические регуляторы, как инвестиционная субсидия (выплата инвестору определенного процента от сметной стоимости объекта), льготный инвестиционный кредит, выплата премий за сооружение объектов в установленные сроки и др. Это в принципе способствует привлечению в угольную промышленность России иностранных инвестиций. Однако их широкому притоку в инвестиционную сферу угольной отрасли препятствуют недостаточная развитость рыночной и социальной инфраструктур информационного обеспечения и др. Не отработаны также механизмы реализации правовых гарантии инвесторов.
Принятие новой редакции законов об инвестициях концессий, свободных экономических зонах законодательное определение прав на землю должно создать более привлекательные условия для иностранного (и частично отечественного) капитала в угольную отрасль. Особое значение в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиции от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к многостороннему агентству по страхованию инвестиции.
Иностранные инвестиции в угольной промышленности России могут осуществляться и частично уже осуществляются путем:
æ создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
æ создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам их филиалов и представительств (в отдельных случаях);
æ приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений долей участия в предприятиях, акций облигаций и других ценных бумаг;
æ приобретения прав пользования природными ресурсами, а также иных имущественных прав (потенциально);
æ предоставления займов кредитов имущества и имущественных прав и т.п.
На данном этапе сложно говорить о своевременности и правильности принимаемых мер, но положительные тенденции, наблюдаемые в отрасли дают право на осторожный, но , все же оптимизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, в будущем столетии российский уголь несмотря на сегодняшнее противоречивое отношение к нему сможет иметь решающее значение для энергетики и других базовых отраслей экономики страны (коксохимия металлургия и др) с развитием производственного потенциала угольной отрасли до уровня порядка 500 млн.т. в год.