Социально-экономические проблемы угольной промышленности
В связи с этим в дальнейшем государственную поддержку предусмотрено осуществлять по следующим пяти направлениям :
æ инвестиции на осуществление мероприятий по реструктуризации отрасли;
æ возмещение убытков ограниченному кругу убыточных предприятий; Костюмы для lpg аренда lpg аппарата ilpg.ru.
æ расходы по тарифному соглашению,
æ содержание социальной сферы до передачи ее местным органам,
æ закрытие и ликвидация предприятий
Угледобывающим предприятиям как объектам инвестиционной деятельности присущ ряд специфических особенностей:
æ - значительная дифференциация экономических показателей предприятий, отражающая различные горно-геологические условия и природные качества угольных запасов;
æ - растянутость процесса создания и воспроизводства мощности любого угольного предприятия на весь срок его службы, связанная с непрерывным перемещением фронта работ по мере отработки запасов;
æ - периодические реконструкции и техническое перевооружение угольных предприятий;
æ - высокая степень риска инвестиций в угольную отрасль из-за выполняемой ею роли "замыкающей" отрасли топливно-энергетического комплекса.
Основные принципы инвестиционной политики в угольной отрасли при ее реструктуризации в период спада экономики:
æ - разгосударствление большинства предприятий отрасли и переход их на акционерную форму хозяйствования;
æ - оказание селективной государственной поддержки в инвестиционной деятельности наиболее эффективным (перспективным) предприятиям с одновременным закрытием неперспективных шахт и проведением санации низко рентабельных предприятий;
æ - создание специального целевого фонда инвестиционной поддержки угольной промышленности;
æ - развитие предпринимательства и конкурентных начал во всех видах инвестиционной деятельности ;
æ - расширение на предприятиях отрасли производства непрофильной высокорентабельной продукции на основе использования попутной сырьевой базы и начало проведения широкой диверсификации их деятельности;
æ - создание условий для привлечения иностранных инвестиций;
æ - повышение роли ренты как источника финансирования капитальных вложений в угольную отрасль;
æ - расширенное участие региональных фондов и органов управления, а также крупных потребителей угля в инвестировании отдельных проектов;
æ - первостепенное выделение, наряду с государственными, средств региональных фондов на финансирование развития региональной инфраструктуры.
В период стабилизации экономики дополнительно к этим принципам следует добавить:
æ - передачу основных функций инвестиционной деятельности угольным компаниям (предприятиям) при ограниченном и четко регламентированном участии государственных органов;
æ - оказание селективной адресной государственной поддержки крупных инвестиционных проектов на возвратной и платной основе;
æ - широкое привлечение иностранных инвесторов и создание для этого гарантий надежности и прибыльности инвестиций в предприятия угольной отрасли.
Важной составной частью инвестиционной программы должно стать четко регламентированное финансирование работ и затрат, связанных с предстоящим закрытием наиболее убыточных шахт, развитием в трудоизбыточных регионах необходимой инфраструктуры и созданием новых рабочих мест. Эти затраты должны учитываться при определении эффективности инвестиций в новое строительство или в расширение угледобывающего производства, если это связано с необходимостью компенсировать выбывающие неэффективные мощности. К тому же необходимо учитывать, что капиталоемкость предприятий угольной отрасли (в сопоставимых ценах) постоянно увеличивается, что обусловлено, главным образом, освоением новых месторождений с более сложными, чем на действующих предприятиях, горно-геологическими и климатическими условиями, а также с возрастающими затратами на создание безопасных условий труда и требуемое сооружение объектов инфраструктуры.