Центрально-Восточная Европа

Страница 10

Место региона ЦВЕ в европейском произ­водстве сельскохозяйственной продукции определяется в основном производством зерна, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, фруктов и мясо-молочной продукции. В 1996—1998 гг. страны ЦВЕ производили в среднем за год около 95 млн. т зерна (почти на 40% больше, чем Россия, но вдвое меньше стран Западной Европы). Из этого количества на глав­ные зерновые культуры — пшеницу, кукурузу и ячмень — приходилось соответственно 33, 28 и 13 млн. т. Но по составу преобладающих зерно­вых культур и объему их производства имеются большие пострановые различия. Самый боль­шой производитель зерна — Польша (по объему сопоставима с Великобританией, но уступает Украине) выделяется производством пшеницы и ржи. В южной группе стран наравне с пшеницей выращивают много кукурузы (прежде всего в Румынии, Венгрии и Сербии). Именно эта группа стран выделяется вместе с Данией и Францией самым большим в Европе производ­ством зерна на душу населения. В рационе жи­телей южной группы стран выделяется фасоль, в то время как в северной группе, особенно в Польше, — картофель. Одна Польша выращива­ла почти столько картофеля, сколько Германия, Франция и Великобритания, вместе взятые. В Средне- и Нижнедунайской равнинах в преде­лах Венгрии, Сербии, Румынии и Болгарии вы­ращивается много подсолнечника; на их землях производится больше подсолнечных семян, чем во всей Западной Европе (более крупный произ­водитель в Европе лишь Украина). В северной группе стран (особенно в Польше) распростра­нена другая масличная культура — рапс. В При­балтике и Польше издавна культивируют лен. Там же выращивается больше и сахарной све­клы, хотя эта культура получила распростране­ние во всех странах ЦВЕ. Этот регион — круп­ный производитель овощей, фруктов и виногра­да, причем в южных странах особенно много выращивается томатов и перца, слив, персиков и винограда, значительная часть которых пред­назначена на экспорт, в том числе в северную часть региона. Самая подробная информация противооткатный упор своими руками на нашем сайте.

За послевоенный период значительный рост растениеводческой продукции и изменение ее структуры в пользу фуражных культур способст­вовали развитию животноводства и увеличению доли его продукции в общем сельскохозяйствен­ном производстве. В Латвии, Литве, Польше, Чехии, Венгрии большее значение имеет разведение крупного рогатого скота и свиней. В них выше убойный вес скота и средние надои моло­ка. В южной группе стран общий уровень жи­вотноводства ниже, распространено пастбищное скотоводство и овцеводство.

Транспорт.

За послевоенный период объем работы транспорта в регионе рос быстрее, чем национальный доход. Это было связано прежде всего с высокими темпами индустриализации, расширением горнодобывающей и других базовых отраслей тяжелой промышленности, а также с увеличением сельскохозяйственной продукции; с созданием промышленности в ранее экономи­чески малоразвитых районах, которые были втя­нуты в сферу территориального разделения тру­да; с переходом индустрии на крупносерийное массовое производство и с развитием внутриот­раслевой специализации и кооперирования про­изводства, сопровождавшегося во многих случа­ях пространственным расчленением технологи­ческого цикла; с динамичным расширением внешнеторгового обмена внутри региона и осо­бенно с бывшим СССР, откуда направлялись большие потоки топлива и сырья. Все это при­вело к многократному увеличению массы пере­возимых грузов, для чего использовалась глав­ным образом дорожная сеть, созданная в пре­дыдущий период; особенно это касалось ее костяка — сети железных дорог (густота желез­нодорожной сети в ЦВЕ в целом намного мень­ше, чем в Западной Европе). В 80-х годах густо­та грузовых перевозок по железным дорогам в регионе была, однако, гораздо больше, чем в странах Западной Европы. Для этого была модернизована большая часть магистральных линий: переведена на электро- и тепловозную тягу. Именно они приняли на себя главные потоки грузов. При этом сложились и сущест­венные различия между странами. Наряду с закрытием ряда второстепенных дорог были построены новые линии. Главные из них: Верх­няя Силезия — Варшава, Белград — Бар (связа­ла через горные районы Сербию с Черногорией и обеспечила Сербии' выход к морю), а также линии с широкой колеей (как в странах СНГ): Владимир-Волынский — Домброва-Гурнича и Ужгород — Кошице (для снабжения Украиной и Россией железорудным сырьем металлургии Польши и Чехословакии). Большое значение для ускорения и удешевления перевозок между Болгарией и СССР имело создание морской паромной железнодорожной системы Ильичевск — Варна.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12