Грузия
Таким образом, стали формироваться общие для народа культура, быт, психический склад. Даже политическая раздробленность страны не уничтожила общенациональных черт (позднее средневековье).
Во второй половине XIX в. Вместе с развитием капитализма происходило дальнейшее сближение между различными этнографическими группами, что неизбежно приводило к усилению общих черт культуры и языка. http://imsu-kyiv.com История Киевской области - новгородское село и Киевскии.
В XIX – XX в. Была широко распространена национальная одежда. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов.
Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой. Обувью служили туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги с острыми носами, на эластичной основе.
Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи – каламани и голенища из грубой домотканной шерсти.
Не менее своеобразна была и женская одежда. Стянутое в талии платье – картули, каба с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступни, туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх носами. Головной убор состоял из мчака – треугольной белой тюлевой вуали, копи – тонкого валика из шелка и ваты и чихта – обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку – багдади. Мчаки и багдады закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из-под мчаки выпускались букли волос.
Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахетии и других районах Восточной грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку.
Очевидно, такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня, как своего рода реликт. Горцы носят косматые овчинные папахи. В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкого шерстяного материала с длинными концами и кистью на капюшоне.
В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями.
Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветочным узором. На плечах коротких курток туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой вшиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки – каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканной шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове – упомянутая выше шапочка – подшлемник или же косматая пастушечья папаха.
В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды. Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореодора; обтягивающие брюки, заправленные в сапоги, плотно облегают ногу.
На голове – башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.
Но если европейский костюм в Грузии вытеснил национальную одежду, то национальная специфика осталась богатой и нетронутой.
Здесь как и во всем, сказывается специфика между кулинарным искусством и блюдами Западной и Восточной Грузии. Общими чертами для всех является употребление вина.
Ткемали – кисловатая подлива, изготовляется из диких сортов алычи и сильно приправлена красным перцем. Особенно хороша она к мясу, успешно заменяя горчицу. За имеретинским и гурийским столом в глаза бросается изобилие свежей зелени: цицмати (пресс-салат) лук, редис, петрушка. В Мегрелии и Абхазии распространена аджика – красный перец в смеси с солью и ароматными травами – превосходная приправа к мясу. Как западная, так и восточная Грузия славится особым изготовлением острого соуса из орехов и специй, который в холодном виде заливают вареных кур и индеек.
В восточной Грузии – Кахети и Картли больше употребляются жиры, распространен пшеничный хлеб, выпекаемый в огромных глиняных целиндрообразных кувшинах. Выпечка его чрезвычайно своеобразна: тесто замешивается на дрожжах, из него изготавляются плоские лепешки. На дне кувшина разводится огонь. Когда эта глиняная печь, называемая торне, нагревается, пекарь быстрым движением налепляет на стенки тесто. Получается хлеб с хрустящей корочкой, особенно вкусный, когда он еще не остыл.