Горячие точки планеты. Ангола
Хроника терактов организации: 00.02.01 В Анголе освобождены российские пилоты УНИТА освободила шестерых российских пилотов, самолет которых был сбит в июне 1999 года. Освобождение лётчиков стало результатом переговоров между российскими дипломатами и представителями УНИТА 00.01.08 Убийство французских туристов в Намибии Боевик УНИТА проник на территорию Намибии и убил трех французских туристов. Правительство Анголы возместит компании "Де Бирс" ущерб, нанесенный группировкой УНИТА 00.11.30 В Анголе продолжается бартер алмазов на оружие Ангола. Боевики Unita захватили алмазодобывающий центр Боевики UNITA расстреляли двоих мирных жителей UNITA сообщает об уничтожении самолета АН-26
Культура Современная ангольская литература (преимущественно на португальском языке) формировалась со второй половины XIX в. Ее становление было связано с деятельностью ангольских просветителей, публицистов, поэтов, писателей и деятелей культуры, творивших в условиях зарождавшегося национально-освободи-тельного движения. Большое влияние на развитие ангольской литературы оказала деятельность ангольского писателя Ж.Д.Кордейру да Матта, собравшего и издавшего в 1891 г. антологию ангольских пословиц и поговорок. В середине XX в. появляются издания записей фольклора (легенд, сказок, песен) на умбунду (язык народа овимбунду), кимбунду (язык народа мбунду) и других, опубликованные ангольскими исследователями и собирателями памятников народного творчества. В поэзии и публицистике, развивавшихся на португальском языке все явственнее звучат идеи ангольского самоутверждения и национального освобождения. Появляются в конце XIX-начале XX вв. первые периодические издания (на португальском и местных языках), издававшие произведения местных поэтов и писателей (кроме упоминавшегося выше Ж.Д.Кордейру да Матта, также Ж.С.М.Ферейры, П.Франку, П.Ф.Машаду, А.Трони, Ф.Каштелбранку и др.), проникнутые социальными и освободительными, антиколониальными идеями. В 40-е, 50-е и 60-е гг. XX в. антиколониалистские тенденции в ангольской литературе получили дальнейшее развитие. Возникают и активно действуют прогрессивные культурно-просветительские организации, такие как "Движение новых поэтов Анголы" (созданное в 1950 г.). Большое влияние на развитие этих тенденций оказало творчество Антониу Агостинью Нето (1922-1979), А.Жасинту, К.Сороменью, Ж.Л.Виейра, М.Р.Монтейру и др. поэтов и прозаиков. В ангольской литературе возникают новые жанры, например, драматургия. Повышается дидактическая, воспитательная роль литературы. В 1963 г. ангольский исследователь К.Эрведоза опубликовал "Очерк ангольской литературы". В 1975 г. возникает Союз ангольских писателей, принимавший активное участие в культурной и общественно-политической жизни страны и установивший плодотворные контакты с литературными организациями Советского Союза и многих других стран мира. Произведения ангольских поэтов и писателей в 60-е, 70-е и 80-е гг. переводятся на русский язык и публикуются в Москве. В Республике Анголе высоко развито традиционное искусство резьбы по дереву. Изготовляются стилизованные статуэтки людей и животных, обладающих (согласно народным религиозным верованиям) магической силой. Резными фигурками украшают двери жилых домов, а также оштукатуренные стены. Резными изображениями покрываются домашняя утварь и деревянная мебель. Из древесного волокна изготовляют ритуальные маски. Изготавляют также плетеные циновки, блюда, другие предметы домашнего обихода, с красным и черным геометрическим узором. Лепную керамику (сосуды к другие изделия) украшают наколотым орнаментом. Для музыкальной культуры народов Анголы характерно сочетание южноафриканских и центральноафриканских традиций. Известно, что при дворах правителей, возникших на территории Анголы государственных образований (Ндонго, Лунда и других) существовали особые придворные оркестры. Было распространено сольное и хоровое пение с музыкальным сопровождением (барабанов различных типов, ксилофонов - маримба и других, скрипок, флейт). Португальское завоевание сопровождалось распространением европейских музыкальных инструментов, а деятельность католических миссионеров (обративших значительную часть населения Анголы в христианство), - внедрением католической ритуальной музыки. В 1956 г. в Луанде была создана Академия музыки. После 1975 г. во многих районах страны были образованы центры народной культуры, при которых действуют фольклорные ансамбли. Функционируют также многочисленные музыкальные ансамбли европейского тина. Португальские колониальные власти застраивали возводимые ими крепостные сооружения и городские поселения каменными зданиями европейского типа (в XVI-XVIII вв. с использованием архитектурных форм барокко, в XIX в. - классицизма, с начала XX в. - современных европейских архитектурных стилей). Но в сельских районах местное население продолжает обитать в жилищах традиционного типа: бушмены и пигмеи в шалашах из веток; другие народы - в прямоугольных, квадратных, иногда круглых в плане домах, построенных из кольев (оплетенных ветками и обмазанных глиной), с шатровой или двускатной крышей, с соломенной кровлей. Современное театральное искусство начало развиваться в Анголе после завоевания независимости. Первый (любительский) театр был создан в Луанде только в 1977 г. В 1978 г. был основан Институт кино, который ежегодно выпускает несколько десятков короткометражных (преимущественно документальных) кинофильмов. Полнометражных игровых фильмов немного. Работает несколько десятков кинотеатров. Прокат фильмов осуществляет Государственная компания и несколько частных фирм. Действует также Народное телевидение. Важную роль в развитии современной ангольской культуры играет Национальный совет культуры и Национальный союз работников искусств Анголы, созданный в 1978 г.