Топография карт
Нами были выявлены подходящие для этого элементы учебного содержания при помощи следующих методов:
1) анализ литературы;
2) изучение современного состояния картографической передачи различной тематики на школьных картах;
3) изучение вариантов элементов дополнительной характеристики на картах с целью их адаптации в учебном процессе;
4) беседы с учителем и изучение школьной документации ( тематические, поурочные планы) с целью выявления влияния выбранных элементов дополнительной характеристики на учебный процесс.
Возможные типы школьной программы в которой используются подобные методические разработки.
9 и 10 класс – Половозрастная характеристика населения: России, отдельных экономических районов, субъектов федерации, городов: мира, регионов, стран (половозрастная пирамида).
8 класс – Почвы России, отдельных регионов (почвенный разрез).
7 и 8 класс – Климат, тектоника, рельеф, растительность, почвы. Обобщенные темы по природе материков, России, отдельных регионов ( комплексные и специализированные профили).
7 и 8 класс – Климат материков, России, отдельных регионов (графики).
Этот список нельзя считать полным, элементы дополнительной характеристики, при соответствующей подготовке, можно использовать на практических работах по очень широкому кругу вопросов, это значение особенно касается курса экономической и социальной географии, как в силу ее специфики, так и из-за большей подготовленности к такому типу работ самих учащихся.
Предлагаемые нами методики являются помощником при построении тех или иных графических форм, которые применяются на практических уроках. Методики раздаются учащимся непосредственно перед практической работой для самостоятельного разбора или разбираются всем классом, отдельно от практической работы, при руководстве учителя для знакомства с ними как таковыми и усвоения.
3.1. Методическая рекомендация по построению профиля.
1. Для построения профиля необходим лист бумаги с нанесенной на него сеткой, самостоятельно изготовленная сетка должна быть тонкой и учитывать последующий размер шага на линии профиля и на осях координат, то есть не должна быть не слишком частой, не слишком редкой. Чем изломаннее должна быть линия профиля и меньше шаг на осях ( что определяется плотностью показателей и уровнем их перепада относительно друг друга) тем чаще должна быть сетка.
2. Размер листа должен быть таким, чтобы весь профиль, название, легенда ( условные обозначения) поместились на его одной стороне или на одном развороте, соединенных вместе нескольких листов.
3. Последовательность действий при выполнении профиля должна быть таковой: название, расчет и запись масштаба, построение оси ординат, построение линий профиля, оформление линий (если таковое требуется, к нему относится: цветовой фон, надписи, сноски, графические знаки), оформление легенды профиля.
4. Расчет и запись масштаба производится с учетом конкретных показателей по которым будет строиться профиль. У профиля должно быть два масштаба горизонтальный и вертикальный. На первый рассчитывается исходная величина (расстояние), на второй производная (высота). Чем более равнинна профилируемая территория, тем меньше шаг вертикального ландшафта, горизонтальный масштаб, ограничивается размерами листа и необходимой четкостью профиля, то есть, чем больше в нем элементов, тем горизонтальный масштаб должен быть меньше. Оба масштаба записываются под названием профиля.
5. Расчет длины оси ординат (ОХ) берется от максимальной высоты (глубины) местности на линии профиля, оси абсцисс (ОУ) от выше перечисленных условий.
6. Построение профиля идет через нанесение на межосевое пространство (координатная плоскость) точек и последующее их соединение плавной, без острых углов линией. Количество точек определяются изменчивостью профилируемого показателя, точки ставятся в тех местах где показатель меняет свою величину.
7. Легенда размещается под профилем, в крайнем случае справа от него. Условные знаки различных объектов и разных типов не должны смешиваться.