Топливно-энергетический комплекс Украины
2 В. Качан «Розміщення продуктивних сил України” , Київ “Вища школа” 1999р. С 112
Высокими темпами растет потребность в разных видах энергии и топлива, хотя в основном используются такие виды энергетических ресурсов, как нефть, природный газ, ядерное топливо и даже уголь.
Размещение предприятий тяжелой индустрии, где расходы на горючее составляют значительную часть себестоимости готовой продукции, находится под огромным влиянием энергетического фактора. Переработка топлива – основа формирования промышленных комплексов, особенно нефте- и углехимических. Большую роль играет топливо как районнопроизводственный фактор .Влияние его тем больший ,чем мощнее запасы и высокие технико-экономические показатели ресурсов топлива. Дешевое топливо содействует розвитию топливосодержащих производств, формирует специализацию хозяйства района. Вмести с тем следует отметить, что топливо используется также в энергетике и является сырьём для получения разнообразных ценных продуктов. Например, из нефти получают не только топливные материалы, но и различные масла и смазывающие материалы, пластмассы, моющие вещества ,синтетические волокна, удобрения. Из природного газа производят синтетические спирты и белковые препараты, выделяют серу. Уголь является ценным источником для получения пластмасс ,бензина и других продуктов производства.
В структуре промышленности Украины на долю топливной приходится 15% стоимости основных фондов и почти 8% среднегодовой численности промышленно-производственного персонала. Топливно-энергетический комплекс производит 11%стоимости промышленной продукции Украины.
В 50-80 годах в Украине постепенно росла добыча топлива, особенно газа. В структуре потребления топлива начала снижаться часть угля и нефти и увеличиваться газа. В 80-е годы доля газа в структуре топливного баланса также как и нефть начала снижаться .
Общая добыча топлива в Украине росла до 1987г. Однако, в последние годы, абсолютные размеры добычи топлива начали снижаться. Это объясняется главным образом ухудшением горно-геологических условий добычи угля в Донбассе, нестабильностью работы угольной, нефтяной и газовой промышленности, тяжелым финансово-экономическим положением страны в целом.
Увеличение расходов на добычу и транспортировку топлива требует обоснование экономической целесообразности разработки тех или других месторождений. Для их определения в энергоэкономических расчетах используют показатели конечных затрат, которые дают возможность выявить в разрезе Украины и ее экономических районов общественно оправданный верхний уровень затрат, необходимых для получения отдельных видов топлива. Так, на основании конечных затрат устанавливают уровень энергообеспечения Украины в целом и ее отдельных экономических районов.
Усовершенствование топливного баланса Украины объясняется прежде всего значительной дифференциацией уровней обеспечения топливом отдельных районов, диаметрально противоположным в районах добычи и потребления топлива. Поэтому в перспективе необходимо решать двойное задание: совершенствовать отраслевую и территориальную структуру топливного баланса, а также реконструировать расположение основных потребителей топлива. Последнее обозначает, что снижение энергоемкости материального производства в энергодефицитных районах является одним из важнейших заданий сбалансированности добычи и потребления топлива в региональном плане. Что касается усовершенствования структуры топливного баланса, то в перспективе для западных и южных районов Украины самыми экономными будут электроэнергия АЭС, а для восточных районов – уголь Донбасса.
ТЭК - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии, транспортировки, распределения и использования. В его состав входят топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, тесно связанная со всеми отраслями народного хозяйства.
Проблема обеспечения украинской экономики энергоносителями — одна из самых болезненных. Газ, нефть, уголь и даже электроэнергию приходится импортировать. Ежегодно на это затрачивается около 8 млрд. дол., на что идет 2/3 всего товарного экспорта. Дефицит энергоносителей влечет за собой шлейф тяжких последствий: недобор урожая, систематическое отключение населенных пунктов от электроснабжения и т. д. Поэтому проблема требует кардинального решения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29