Территориальная организация и районирование России
Р-н чрезвычайно контрастен по природным и экон. условиям. На юге заселены плодородные равнины Амурской обл., Приморского и Хабаровского края. Здесь муссонный климат, хорошие условия для с/х и жизни людей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируются пром-ть, население и главные города.
В Магаданской обл. и Саха (Якутия) в суровых условиях Севера чрезвычайно затруднено освоение территории. На Тихоокеанском побережье, Камчатке, Сахалине, Курильских островах хоз-ное освоение сдерживается слабым развитием соц. сферы и транспорта. В Дальневосточном р-не преобладают добывающие произ-ва цв. металлургии, лесная и рыбоперерабатывающая пром-ть. Р-н находится на стадии формирования. В перспективе намечается активное создание верхних основных этажей отраслей.
Если до последнего времени Дальний Восток, и особенно его северные территории, быстро заселялся, то в настоящее время характерен отток населения с Севера. Поэтому в настоящее время на Дальнем Востоке, особенно в р-нах с экстремальными природными условиями, преимущественно сырьевой специализации, требуются большие средства, в том числе для улучшения условий жизни малочисленных р-нов.
На дальнем Востоке будет продолжено формирование ТПК, создание технополисов. В р-не формируется Южно-Якутский ТПК (уголь, электроэнергетика, в перспективе металлургия), ведутся работы по освоению др. участков зоны Байкало-Амурской магистрали.
Основные транспортные оси зоны Севера — р. Лена и Северный морской путь. На юге намечено опережающее развитие топливной пром-ти, электроэнергетики, а в перспективе машиностроения. Для закрепления кадров в этом труднодоступном р-не особое внимание уделяется развитию комплекса по произ-ву товаров для населения и сферы услуг. Особое значение получает конверсия оборонной пром-ти пром-ных узлов на юге р-на.
Важная роль Дальнего Востока в нар. хоз-ве страны связана с развитием через его порты и границу внешней торговли России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Крупнейший город — Владивосток, расположен на берегу удобной бухты Золотой Рог, при подходах Транссибирской ж/д магистрали к морю, до недавнего времени закрытый для гражданских судов и мировой торговли, — становится важным торговым портом. Крупные порты — Восточный, Находка, Ванино.
Сухопутная столица Дальнего Востока — Хабаровск — пром-ный и научный центр. Комсомольск-на-Амуре — центр машиностроения, вокруг которого формируется новый ТПК.
Главные с/х житницы — Зейско-Бурейская и Приханкайская низменности (произ-во зерна, в том числе риса, а также сои, картофеля, овощей, мяса). Пригородное хоз-во развито в Приморье и близ крупных городов, оленеводство — на Севере.
экономический р-н | удел. вес, % | состав субъектов РФ | ||||||
территория | население | республики | края | области | города фед. знач | авт. обл. | авт. окр. | |
Европейская часть | 22,5 | 78,5 | 16 | 2 | 38 | 2 | - | 1 |
центральный | 2,8 | 20,5 | - | - | 12 | 1 | - | - |
центрально-черноземный | 1 | 5,2 | - | - | 5 | - | - | - |
поволжский | 3,1 | 11,2 | 2 | - | 6 | - | - | - |
волго-вятский | 1,5 | 5,7 | 3 | - | 2 | - | - | - |
северный | 8,7 | 4,2 | 2 | - | 3 | - | - | - |
северо-западный | 1,2 | 6,2 | - | - | 4 | 1 | - | 1 |
северокавказский | 2,1 | 11,5 | 7 | 2 | 1 | - | - | - |
уральский | 4,8 | 13,7 | 2 | - | 5 | - | - | - |
Восточная часть | 74,8 | 21,8 | 5 | 4 | 11 | - | 1 | 8 |
западносибирский | 14,2 | 10,2 | 1 | 1 | 5 | - | - | 2 |
восточносибирский | 24,2 | 6,2 | 3 | 1 | 2 | - | - | 4 |
дальневосточный | 36,5 | 5,4 | 1 | 2 | 4 | - | 1 | 2 |
Итого: | 100 | 100 | 21 | 6 | 49 | 2 | 2 | 10 |