Тайвань

Страница 4

Преобладание мелких и средних предприятий в тайваньской экономике не случайно. Если в социально-экономической политике Япония и Южная Корея, где ведущая роль принадлежит крупным многоотраслевым концернам, приоритетным был принцип “цян го” - “сделать мощным государство”, то для Тайваня, приверженного идеям Сунь Ят Сена, таким принципом стал “фу минь” - “сделать богатым народ”. Здесь считали так: чем богаче каждый житель страны, тем богаче сама страна.

Наряду с государственной политикой поощрения мелких и средних предприятий в их росте и быстром развитии немаловажную роль сыграл социокультурный фактор - ориентация тайваньских деловых людей преимущественно на фамильные ресурсы и на родственные узы в рамках клана. Претендовать на монополию при таком подходе ни один предприниматель не мог по чисто финансовым соображениям. Это уберегло Тайвань от структурных и отраслевых кризисов.

Фамильный бизнес обеспечил высочайший уровень конкуренции внутри самого Тайваня, которая сформировала за минувшие годы чрезвычайно требовательный к качеству внутренний потребительский рынок; это само по себе стало важным звеном для успешного экспортного рынка - поставки на экспорт не требовали сверхусилий по подготовке персонала и освоению тонкостей маркетинга, т.к. разница в уровне между тем , что идет на экспорт, и тем, что потребляет “дома”, практически нет. Принцип “мелкого дробления”, таким образом, оказался на редкость удачной экономической находкой.

Активным помощником и главным регулятором тайваньского делового мира выступает государство. Под прямым или опосредованным контролем “партии и правительства” находится более половины всех финансовых вкладов тайваньских компаний и корпораций ( около 380 млрд. $), под присмотром государства - вся система телекоммуникаций, металлургия, железные дороги, судостроение, химическая промышленность, производство стройматериалов, а также львиная доля средств массовой информации; государство, помимо того владеет 70% земельных угодий и держит под жестким контролем банковскую систему и обменный курс тайваньской валюты. Все остальное было отдано рынку и частной инициативе, которая благодарно откликнулась на предоставленную свободу.

Государство поощряет частную собственность в трех основных формах - деньгами, налоговыми льготами и землей. Налоговые льготы и тарифные поощрения особых финансирования, то в этом плане, помимо практикуемых везде кредитов под низкие проценты, рассроченных ссуд и т.д

В 1953 г. стартовала первая тайваньская четырехлетка под лозунгами, близкими нашей продовольственной программе. Но в отличие от нас страна была накормлена и одета. Начиная осуществление индустриализации, Тайвань первоначально последовал

Под импортзамещением обычно понимается прирост той части местного производства, который обеспечивается за счет снижения доли импорта в общих поставках товаров на внутренний рынок, однако вскоре стало ясно, что при небольшой территории острова и невысокой покупательной способности населения эта модель развития для него бесперспективна.

Переход к новой стратегии Тайванем был обусловлен, с одной стороны, исчерпанием возможностей импортзамещающей индустриализации, а с другой приростом и качественным совершенствованием промышленного потенциала.

С наступлением долгового кризиса (начало 80-х годов) положение изменяется: в каждое соглашение об отсрочке или урегулировании задолженности по инициативе международных финансовых организаций включались статьи о расширении экспорта в целях облегчения уплаты задолженности. но при этом росли потери национальной стоимости из-за разницы в национальных и интернациональных издержках. Кроме того, поскольку большинство новых экспортеров специализируются на вывозе примерно одного круга товаров, то расширение их вывоза вызвало обострение конкуренции на мировом рынке снижение цен на них. Недаром в деловых кругах запада активно обсуждается вопрос о том, сколько развивающихся стран откажется от экспортной ориентации после урегулирования кризиса задолженности.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8