Страны Северной Африки. Тунис

Страница 4

Одной из причин формирования такого типа поселений, приближающихся по внешнему облику и социально-экономической структуре к городу, явились особенности хозяйственной жизни сахеля. Оливковые плантации, занимающие почти всю сельскохозяйственную площадь, не требуют круглогодичного ухода, и население больших и малых деревень издавна занимается разнообразными ремеслами.

Некоторые населенные пункты стали центрами кустарной промышленности (Мокнин, Ксар-Хелляль).

По масштабам деятельности, направленной на развитие образования и народного просвещения, Тунис занимает одно из первых мест среди арабских и афро-азиатских стран. Правительство ежегодно выделяет на образование почти 1/3 национального бюджета. Уже в 1955-1956 гг. появились вечерние школы для взрослых, а с начала 60-х годов правительство развернуло широкою кампанию по ликвидации неграмотности. Была поставлена задача максимального охвата детей школьным обучением. Среди взрослого населения количество грамотных составляет в настоящее время 67%. Это один из высоких показателей среди стран Африки.

Самое крупное высшее учебное заведение — Тунисский университет, имеются факультеты медицины в Сусе и Сфаксе, естественных наук в Габесе. В 1970 г. был открыт первый технический вуз — Национальная школа инженеров, созданная при содействии советских специалистов. Имеются также институты искусства, архитектуры и градостроительства, агрономический и др.

Проблема языка обучения и культурной ориентации в целом решается в стране в соответствии с концепцией «бикультуризма», предполагающей синтез арабских традиций с достижениями европейской цивилизации. В школьной системе сохраняется принцип двуязычия. Преподавание полностью на арабском языке ведется лишь в первых двух класса. Газеты, в том числе центральные, издаются как на арабском, так и на французском языках. Радиовещание ведет передачи на арабском, французском и итальянском языках.

Главное направление научно исследовательских работ, ведущихся в университете и в специальных учреждениях — прикладное представляющее интерес для развития национальной экономики. Действует Центр по изучению проблем засушливой зоны. Институт

ядерной физики, занимающийся проектами опреснения морской воды и использования солнечной энергии. Имеется ряд медицинских исследовательских центров, в том числе созданный еще в 1906 г. Институт Пастера. Крупные научные силы сосредоточены в существующем с 1962 г. Центре экономических и социальных исследований.

Важным явлением общественной жизни при независимости стал театр. Ведущая труппа работает в Муниципальном театре столицы. Здесь ставятся произведения классической и современной западной драматургии, многочисленные пьесы тунисских авторов. Излюбленным жанром являются комедия и фарс.

Тунисское киноискусство заявило о себе в 60-х годах, когда появился ряд лент социального содержания. Многих режиссеров привлекают фольклорные мотивы, национальный колорит.

Музыкальная культура Туниса складывается из фольклорного наследия и классической традиции, восходящей к средневековой андалусской школе. Чрезвычайной популярностью пользуются ансамбли, исполняющие старинные вокально-инструментальные сюиты. В оркестре участвуют смычковые инструменты, несколько разновидностей лютни, флейта, зорна (гобой), многочисленные ударные.

Народная песня органически входит в быт тунисцев. Некоторые мелодии и ритмы заимствованы с Арабского Востока, из стран Тропической Африки. Элементом фольклорного жанра является ритуальная, обычно остро ритмическая музыка, сопровождавшая религиозные празднества.

В стране существует Национальная консерватория, которая вносит значительный вклад в развитие традиционной музыки.

IV Место в МГРТ

В экономике Туниса важную роль играет сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, туризм и производство.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7