Демографическая ситуация в экономически развитых странах
В Польше и ГДР после падения «железного занавеса» в 1989 году произошло снижение рождаемости. В ГДР неоднократно принимались различные пакеты семейной политики, направленные на повышение рождаемости. В то же время программа 1986 года оказалась не столь действенной, как программа 1972 года. Экономические стимулы восточногерманской политики 1976 года оказали прямое влияние на рост рождаемости: коэффициент рождаемости вырос с 1,54 в 1975 году до 1,94 в 1980 году. Однако в долгосрочной перспективе воздействие этой политики было не столь зримым.
В Польше успехи семейной политики 1970-x годов сменились кратковременным спадом рождаемости в середине 1980-x годов. В конце 1980-x годов спад рождаемости возобновился, а в 1990-х годах, с началом экономических преобразований, сопровождавшихся изменением социальной и экономической политики, он приобрел катастрофические масштабы.
В свою очередь, снижение рождаемости и последующие перемены могут быть связаны не столько с изменением политики, сколько с социально-экономической ситуацией. Например, в Испании низкие показатели рождаемости объяснялись среди прочего высоким уровнем безработицы среди лиц до 30 лет, высокими расходами на жилье и склонностью молодежи жить вместе с родителями дольше, чем в других европейских странах. Таким образом, косвенная политика, стимулирующая экономический рост, способна сократить безработицу и увеличить наличные доходы. В определенной мере росту рождаемости может способствовать также принятие программы по строительству более доступного жилья для молодых семей.
В большинстве стран демографическая политика, влияющая на рождаемость, как правило, направлена на другие цели. Например, в Швеции задача семейной политики и политики полной занятости заключается, прежде всего, в том, чтобы позволить парам совмещать воспитание детей с работой. Поэтому было бы ошибкой считать основной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках этой политики такая задача, безусловно, имеет второстепенное значение.
Кроме того, любая политика, направленная на повышение показателей рождаемости, должна быть доступной. Согласно исследованию канадской демографической политики, повышение рождаемости до уровня воспроизводства (с 1,69 ребенка на женщину в 1988 году) потребовало бы семикратного увеличения семейных пособий - с 289 до 1982 канадских долларов в год, а этот уровень не так уж сильно отличается от семейных пособий в некоторых европейских странах. В этом случае одним из возможных выходов может стать обращение к французскому опыту «политики третьего ребенка». Французское правительство уделяет ей такое внимание, так как считает, что повлиять на общее число детей (решение иметь больше детей) проще, чем на решение вообще иметь детей (решение завести первого ребенка). Поскольку в настоящее время в Европе большинство пар стремится завести хотя бы одного ребенка и зачастую откладывает рождение второго и последующих детей из-за экономической неопределенности, использование французского опыта может оказаться весьма действенным при разработке общеевропейской политики увеличения рождаемости. При этом следует понимать причинную связь между политическими решениями и изменениями в поведении, связанном с рождаемостью, однако данные, необходимые для этого, зачастую оказываются неполными, особенно когда дело доходит до выбора политики.
Ни одна политика сама по себе не срабатывает. Ни одно политическое вмешательство само по себе не в состоянии полностью преодолеть низкую рождаемость во всех ситуациях. Безусловно, при помощи отдельных политических инструментов правительствам иногда удавалось замедлить снижение рождаемости. Например, за последние десятилетия Франция добилась определенных успехов, сосредоточив внимание на «политике третьего ребенка». Но едва ли оправданно связывать эти успехи с одним-единственным политическим механизмом. Скорее, речь следует вести о создании социальной, экономической и политической обстановки, способствующей рождению большего числа детей. И такая обстановка может быть создана только при сочетании целого ряда различных политических мер, направленных на достижение этой цели.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18