Хорватия

Страница 2

Формально независимость провозглашена 8 октября 1991 г.

Территория 56,6 тыс. кв. км Население, национальный состав и религия 4,68 млн. человек (июль 1999 г.).

78,1% - хорваты, 12,2% - сербы, 0,9% - мусульмане, 0,5% - венгры, 0,5% - словенцы.

Основная религия - католицизм (76,5%), исповедуется также православие (сербская православная церковь, 11,1%), ислам (1,2%) и протестантство (0,4%).

Государственный строй Парламентарная республика.

Конституция республики была провозглашена 22 декабря 1990 г.

Глава государства - президент, избирается прямым голосованием на 5 лет.

Орган законодательной власти - двухпалатный парламент (Cабор- Sabor), состоящий из палаты представителей (Zastupnicki Dom, 80 мест) и палаты жупаний (общин) (Zupanski Dom, 68 мест), срок полномочий парламента - 4 года.

Исполнительная власть осуществляется правительством, состоящим из председателя правительства и министров. Глава правительства - председатель.

Правительство сформировано 27 января 2000 г. Последние изменения правительства произведены 5 февраля 2000 г.

В состав правительственной коалиции входят: СДП-ПДХР, ХСЛП, "Истарский демократический сабор (ИДС), Хорватская народная партия (ХНП), Хорватская крестьянская партия (ХКП), Либеральная партия (ЛП)

Президент - Стипе МЕСИЧ (Stipe Mesic, с 18 февраля 2000 г., ХНД).

КУЛЬТУРА и ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Своеобразие хорватской культуры в славянском мире во многом связано с тем, что Хорватия была единственной страной Западного (Римского) патриархата, в которой Римско-католическая церковь разрешила проводить литургии не на латинском языке. Славянская литургия в Хорватии была написана глаголицей на церковнославянском языке, родственном хорватскому языку, но отличавшемся от разговорного языка.

Со временем стала развиваться светская литература, написанная глаголическим письмом на смеси церковнославянского и хорватского языков. Золотая эпоха хорватской глаголической литературы (1075–1475) представляла собой уникальное явление. В период раннего Средневековья в остальной Западной и Центральной Европе европейские языки (в их литературной форме) находились еще в процессе становления, соперничая с латинским языком. В Хорватии же появилось множество литературных произведений на местном языке, представлявших все светские литературные жанры.

Кроме того, ряд литургических произведений – лекционарии и псалтири – из далматинской приморской зоны Хорватии свидетельствовали о расцвете хорватской литературы в городах Адриатики (Раб, Задар, Шибеник, Трогир, Сплит, Хвар, Корчула, Дубровник и Котор стали центрами хорватского Возрождения). Известными поэтами и драматургами этой эпохи являлись Марко Марулич из Дубровника (1450–1524), автор многочисленных религиозных, исторических и поэтических произведений; а также Марин Држич (1510–1567), выдающийся комедиограф. Оба они, с одной стороны, испытывали сильное итальянское влияние, а с другой – сохраняли традицию использования глаголицы. Марулич отдавал должное своим анонимным предшественникам – зачинавцам (т.е. инициаторам), стилю которых он следовал при написании эпической поэмы на библейский сюжет Юдифь (1501), которая традиционно считается классическим произведением хорватской литературы.

Если другие славянские страны находились в культурной изоляции или ориентировались в литературе и искусстве на восток, то в Хорватии художники обращали свой взор на запад, заимствуя и развивая каждый новый вид европейского стиля, от эпохи Средневековья до наших дней. Иллирийское движение (иллиризм) 1830-х и 1840-х годов, формируя современную хорватскую культуру, отдавало предпочтение достижениям Ренессанса и периода барокко. Но в 20 в. произведения социально-политической направленности, например Мирослава Крлежи (1893–1981), отражают традицию скорее бунта против западноевропейской культуры, чем слепого следования ей.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5